Богу важно ваше скучное призвание

Если вы поменяли грязный подгузник на ребенке один раз, то это не значит, что теперь вы можете навсегда вычеркнуть из своего списка дел смену подгузников. Вы будете повторять это сотни, возможно, тысячи раз. Если у вас с вашим начальником произошел спор, то это не исключает, что в будущем у вас не будет больше споров. Неважно, делали ли вы это три или 300 раз, но проверка домашних заданий по математике в третьем классе не становится менее скучной. Последняя скучная проповедь может оказаться не последней.

Может показаться, что такие неприятные, повторяющиеся дела совершенно не имеют смысла. Они, безусловно, напоминают нам о проклятии, которое преследует нашу повседневную жизнь. Боль при родах и труд среди терновника и чертополоха — вот из чего состоит наша жизнь (Бытие 3:16-19).

Но наши повседневные задачи не только напоминают нам о проклятии. Реформаторы XVI века во главе с Мартином Лютером и Жаном Кальвином знали, что ежедневные дела, какими бы скучными и скучными они ни казались, необходимы для поддержания жизни человека и функционирования общества. Более того, эти дела — реформаторы называли их «призвания» — исходят от Самого Бога как часть его заботы о человеческих существах. Ежедневные дела — это возможности служить в Божьей команде, возможности, которые поддерживают Его мир в хорошем состоянии.

Лютер и Кальвин о призвании

В Писании, конечно, говорится о Боге, которые призывает всех людей к себе, к покаянию и вере в Него. Однако средневековые христиане придавали слову vocatio, «призвание», другое употребление. Призваниями считались святые занятия — служение священника, монахини или монаха — которые были более близкими Богу занятиями, чем другие. Но Лютер не верил, что какая-либо человеческая деятельность вообще может заслуживать Божье благоволение. Он верил, что если все, что делается не по вере во Христа, грех (Рим. 14:23), то все, что делается по вере, приносит радость Богу. Те, кто верует во Христа, получили Божью милость несмотря на свои дела, просто благодаря непостижимой любви Творца к своему народу. Они продолжают жить с благодарностью, куда бы ни поместил их их Творец.

Повседневные дела — какими бы неинтересными и утомительными они ни казались — необходимы для поддержания человеческой жизни и функционирования общества.

Лютер и Кальвин подвергли сомнению средневековое определение призвания, но они приняли средневековый уклад общества: во-первых, дом, а с ним и экономическую деятельность; во-вторых, гражданское общество; и в-третьих, церковь. Некоторые современные ученые полагают, что средневековый уклад общества уже изжил себя. Но мы все живем в семейном кругу, в экономической деятельности, в обществе с его политическими и другими сферами жизни, и в религиозной жизни.

Люди служат друг другу в этих структурах, потому что Бог знает, что нехорошо человеку быть одному (Быт. 2:18). Он обеспечивает все, что необходимо для человеческой жизни, через взаимное служение, которое происходит, когда отдельные люди и группы людей берут на себя функции, данные Богом, которые поддерживают и способствуют хорошей жизни. Люди выполняют свои обязанности в определенных ролях в семье, профессии, обществе и общине — а иногда просто как христианские сестра, брат или друг.

Наша работа приносит радость Богу

Отрадно знать, что Бог создал нас, чтобы воплотить его любовь к своему миру и людям, живущим в нем. Бог, который смирился и стал рабом, чтобы спасти свой народ, культивирует в своем народе это отношение Христа к творению (Фил. 2:6-8). Это означает отказ от эгоистичных амбиций и смиренное выполнение того, что Бог призывает нас делать. Очень легко выпасть в уныние, когда не можем вырваться из круговорота повторяющихся действий, которые, кажется, никогда не достигают значительных результатов. Но есть истинное утешение и даже вдохновение в напоминании, что Бог не меняет подгузники, не исправляет тесты по математике и не приветствует одних и тех же людей воскресенье за воскресеньем на богослужениях. Вместо этого он поместил нас, «простых смертных», в положение, позволяющее поддерживать жизнь такими действиями.

Осознание того, что мы являемся частью Божьей заботы о Его мире даже выполняя самые низкие задачи, уменьшает ревность и самоуничижение и ободряет нас быть готовыми к самопожертвованию, когда мы исполняем Божье призвание. Это также помогает нам принимать этические решения о том, как использовать наше время. Христиане хорошо обучены повиновению библейским заповедям, но мы повинуемся этим заповедям именно в пределах наших призваний. Принятие правильных решений требует знания Божьих заповедей и данных нам Богом призваний.

Бог призывает нас, и мы отвечаем на Его зов, исполняя призвания дома, на работе, в обществе и на церковном собрании. Именно в них мы живем такой жизнью, которую силой Святого Духа Христос восстановил и продолжает восстанавливать.