Пуритане о молитве и размышлении над Писанием

Ричард Бакстер, пастор и автор все еще публикующейся классической книги «Реформированный пастор», писал:

«Таким образом, в наших размышлениях смешивания размышления вслух и молитвы, иногда говоря к своим собственным сердцам, а иногда к Богу, является, как я полагаю, высочайшей ступенью, которую мы можем достичь в этом небесном труде. И мы не должны воображать, что это будет так же хорошо, если мы отбросим размышление и возьмемся только за молитву; ибо это отличные друг от друга обязанности, которые обе должны исполняться. Нам нужно как одно, так и другое. Поэтому, пренебрегая этим, мы поступим неправильно. Кроме того, если мы смешаем их между собой, подобно тому, как смешиваются различные инструменты в оркестре, результат будет еще лучше, ибо один аспект будет вливать жизнь в другой. И наше, говорение к самим себе во время размышления должно предшествовать нашему говорению Богу в молитве».

Джон Оуэн великий пуританский теолог, сказал: «Молитесь во время вашего размышления, сознательно принимая своим сердцем каждый луч света и истины, приходящий вам на разум. Благодарите Бога и молитесь обо всем, что вас сильно поражает и впечатляет».

Пуританский пастор и библейский комментатор Мэтью Генри говорит о Псалме 18:15: «Молитвы Давида были не только его словами, но и его размышлениями; как размышление является лучшей подготовкой для молитвы, так молитва является лучшей темой для размышления. Размышление и молитва идут рука об руку».

Одним из наиболее продуктивных пуританских проповедников и писателей был Томас Мэнтон. В своей проповеди о размышлении Исаака в поле (ссылаясь на Бытие 24:63) он непосредственно указывает на размышление как на связь между насыщением Словом Божьим и молитвой. Он писал:

«Размышление является чем-то средним по обязанности между Словом и молитвой и относится к ним обоим. Слово Божье дает волю размышлению, а размышление дает свободу молитве. Эти два духовных упражнения должны идти рука об руку; размышление должно следовать за слышанием и предшествовать молитве. Только слушать и не размышлять — не принесет плода. Мы можем слышать и слышать это подобно тому, как кто-то кладет вещь в дырявую сумку. Это есть поспешность молиться и не размышлять. То что мы принимаем от Слова Божьего, мы перевариваем посредством размышления и высвобождаем наружу через молитву. Эти три упражнения должны осуществляться в таком порядке, чтобы одно не вытесняло другое. Люди бесплодны, сухи и безжизненны в своих молитвах из-за того, что не упражняют себя в святом размышлении».

Уильям Бэйтс, которого называли «самый классический и культурный из всех последних пуританских проповедников», сказал: «Какая причина в том, что наши желания, подобно стреле, пущенной из слабого лука, не достигают своей цели? Причина одна — мы не размышляем перед молитвой… Основная причина, почему наши молитвы не эффективны — потому что мы не размышляем перед ними».

Одними из самых лучших практических трудов, вышедших из под пера пуритан, были труды Уильяма Бриджа. Вот что он утверждал о размышлениях:

«Так как оно является сестрой чтения, оно в такой же мере является матерью молитвы. Хотя человеческое сердце не расположено к тому, чтобы молиться, тем не менее, если человек хотя бы прибегнет к размышлению о Боге, о божественных вещах, его сердце вскоре обратится к молитве… Начните с чтения или слушания. Продолжайте в размышлении; окончите молитвой… Чтение без размышления не приносит плода; размышление без чтения причиняет неприятности; размышление и чтение без молитвы превратится в занятие, лишенное благословения».

Современный британский писатель Питер Тун в своей книге «От ума к сердцу» сводит учение пуритан по этому вопросу к следующему:

«Читать Библию и не размышлять считалось бесплодным упражнением: лучше прочитать одну главу и затем поразмышлять, чем прочитать несколько глав и совсем не размышлять. Точно так же размышлять и при этом не молиться подобно приготовлению к тому, чтобы бежать на дистанцию, но никогда так и не пересечь линии старта. Эти три упражнения — чтение Писания, размышление и молитва — связаны между собой, и хотя иногда можно совершать каждое в отдельности, как обычный долг перед Богом, лучше всего их совершать в совокупности».

Источник: Взято из книги Дональда Уитни «Духовное возрастание в христианской жизни», глава 4. Молитва для цели благочестия. с. 77-80.