Учение о Божьей имманентности (по-другому — близость) свидетельствует нам о Божьем непрестанном присутствии среди всего Своего творения и управления им. Бог не только сотворил мир, но и активно руководит всеми его процессами. Мы с дерзновением можем говорить о том, что ни одна мельчайшая бактерия в физическом мире, как и ни одно величественное создание в духовном мире (даже та его часть, которая пала и навеки проклята) не выходят из-под Божьей опеки и контроля.
Об этом нам напоминают библейские свидетели:
- маленькая птица, для которой даже нет подходящей монеты на торгу, а потому ее продают оптом («Две птицы за один ассарий! Налетай!»);
- один падающий волос с нашей головы, потерю которых мы замечаем только если теряем этих волос тысяч двадцать;
- маленький червь, подтачивающий дерево так, что оно умирает за одну ночь (оказывается и вредные насекомые подчинены Богу, — что мне, честно говоря, тяжело понять… или принять);
- большая рыба (в синодальном переводе «кит»), способная проглотить человека, что, впрочем, не совсем удивительно — удивительным в небезызвестной истории про нее и Иону было то, что она не только сохранила жизнь пророку, но доставила его словно пассажира к нужному месту (вот вам и история про первую подводную лодку!);
- еще одна рыба поменьше, но прославившаяся тем, что она помогла оплатить Христу налог (правда из этой истории мы можем почерпнуть только то, что платить налоги нужно, а не как их платить)…
И мы можем перечислять и перечислять эти истории, как листая страницы Библии, так и листая страницы человеческой и нашей личной истории. Даже зло (автором которого Бог не является) суверенным Богом направляется для собственной славы и нашего конечного блага. Мы живем в мире, не оставленным на самотек и не управляемом безликой судьбой. Бог не удалился нас, как это утверждает философия деизма, и не растворился в нем, как утверждает философия пантеизма, но владычествует над ним как Творец и суверенный Владыка.
Эта величайшая истина находит практическое выражение в философии и практике христианской жизни. Качество личного освящения, молитвенной жизни, благовестия, переживания трудностей и болезней и многое прочее (а точнее все) зависит от того, насколько мы подчиняем их учению о Божьей имманентности, а также смежным ей истинам о Божьем владычестве, провидении и всезнании.
Божья имманентность и душепопечение
А как насчет душепопечения? Как истина о Божьем непрестанном присутствии среди своего творения, и наипаче жизни человека, созданного по Его образу и подобию, отражается на нашем служении душам людей?
Вот что лично я думаю об этом.
Во-первых, возможно, человек, пришедший на душепопечение, считает, что его дело забыто у Бога, и он не видит Его руки в своих житейских бедах. Но Бог не только находится в этой ситуации, но и направляет ее для достижения благих целей для души человека. Да, мы еще не знаем эти цели и не понимаем в полноте суть происходящего, но обетование истины помогает нам смело двигаться в их поиске. Бог с нами!
Во-вторых, какая бы душепопечительская ситуация ни была сложной и запутанной, она не является «гордиевым узлом» для Бога. Он знает все ее хитросплетения, причины и следствия, ее корни и плоды. Это побуждает меня искать мудрости у Него и много молиться о Его водительстве.
В-третьих, истина о Божьей имманентности напоминает мне о том, что между душепопечителем и опекаемым всегда присутствует третий Участник. Бог является активным участником процесса душепопечения. Я воспринимаю себя не более чем инструмент в руках Искупителя, который Бог в Своем замысле решил использовать для блага моего ближнего. А потому я должен заботиться о своем собственном сердце, которое находится на ладони у Бога — также, как и сердце моего ближнего.
В-четвертых, учение о Божьей имманентности побуждает моего опекаемого к откровенности, крайне необходимой для истинных изменений. Бог не только присутствует в обстоятельствах жизни, но и в самом сокровенном месте его жизни. Он тот, кто сотворил наши сердца и совершенно знает их. Бог не ограничится только внешними переменами поведения без перемен на уровне сердца. Грехи нашего сердца, ложные боги и обманчивые ценности должны быть обнажены перед лицом Того, Кто находится здесь и сейчас.
В-пятых, и, возможно, это наиболее важное следствие осмысления доктрины об имманентности Бога и практики душепопечения: учение о непрестанном присутствии Бога во всем и везде требует от меня всегда нравственной или вертикальной оценки душепопечительской ситуации. Это не означает, что мы всегда и везде видим грех как первопричину всех проблем. Но означает, что всегда и везде наше сердце реагирует на события относительно Бога. Оно может реагировать греховно или не греховно, преклоняясь перед Ним или бунтуя против Него, ища защиты и удовлетворения в Нем или стремясь найти все это у ложных богов и идолов этого мира. Мы все живем перед лицом Бога, также как мы женимся, разводимся, радуемся, печалимся, страдаем, конфликтуем, принимаем бесчисленные маленькие или большие решения … перед Его лицом! Наша духовная близорукость не позволяет нам видеть Бога во всем, но Писание открывает нам завесу и мы видим картину нашей жизни и борьбы в ее истинном свете и масштабах.
Вспомните, как эту завесу открывает нам история из книги Чисел (13-14 главы), в которой народ отказывается идти в землю обетованную из-за цепенящего страха перед ее жителями. Но завеса открывается и мы видим, что у этого, казалось бы, обыкновенного человеческого, можно сказать, горизонтального страха (сыны израилевы – сыны енаковы), есть вертикальное измерение. Бог через Моисея дает такую интерпретацию «енаковофобии»: «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?» (Чис.14:11). Люди не просто испугались великорослых жителей Ханаана; они поставили их превыше Бога, Его обетований, Его могучих свидетельств (о которых они должны были помнить, ведь прошло совсем немного времени после их выхода из Египта). Любой страх имеет вертикальное измерение и многое говорит о состоянии нашего сердца перед Богом.
Вспомните, как эту завесу открывает нам книга Иова, которая показывает нам Бога как Первопричину страданий Иова, у которых, однако, была высшая и благая цель. Она даже подчинила Своей власти козни сатаны, чтобы посрамить человеконенавистника, укрепить праведника и прославить Свое Имя. И разве другие истории страданий праведников и нечестивцев в Писании исключают Бога из картины происходящего?
Вспомните также: гнев Каина; депрессию Асафа и Илии; алкоголическую зависимость глупца из книги Притч и оттуда же сексуальную западню немудрого юноши; невыразимую радость Павла и причину конфликтов в церкви по Иакову (см. Иак. 4:1-4)… Во всех этих библейских историях, заповедях, учениях мы видим Бога, по отношению к которому сердце человека всегда активно.
Здесь и сейчас
Душепопечение, которое не дает нравственную оценку проблеме человека, не только игнорирует доктрину о Божьей близости и присутствии в Своем творении, но еще и близоруко.
Вы же через Писание и личное применение помогите вашему опекаемому увидеть свою жизнь и борьбу в ее истинном свете. Откройте перед ним завесу вечности. Покажите ему Бога в контексте его нравственной драмы, происходящей здесь и сейчас. Не будьте фарисеями или друзьями Иова, оценивающими людей по примитивному законническому шаблону, но и не будьте саддукеями и атеистами, не видящими Бога за происходящими событиями жизни.
«Во свете Твоем мы видим свет» (Пс 35:10)
Пастор церкви «Воскресение», г. Минск. Декан и преподаватель в Минской богословской семинарии и Международном институте душепопечения Coram Deo. Вместе с женой Еленой воспитывает трёх сыновей.