Уже прошел почти год, как Роскомнадзор заблокировал Telegram. Это событие не оставило равнодушным многих христиан. Как поступать в данной ситуации? А как относиться и взаимодействовать с теми, кто мыслит иначе, и кто принял для себя решение, отличное от твоего?
Важно отметить, что сатана рад поссорить верующих по разным вопросам, особенно общественным или социальным. Он также старается отвлечь наше внимание от принципиальных вопросов — проповеди Евангелия и расширения Царства Божьего.
Вот несколько библейских принципов, которые могут помочь действовать разумно в этой ситуации.
1. Дилемма Кальвина и Лютера
Как известно, великие реформаторы не всегда были согласны друг с другом. В основных вопросах у них было единство, в то время как по ряду второстепенных, но все же кажущихся важными, они не приходили к единому мнению. И нередко это было связано с самим подходом к пониманию применения истины Писания.
Лютер придерживался “нормативного принципа”: можно все, что не запрещено Писанием. Кальвин (а также Цвингли) — “регулятивного принципа”: можно только то, что позволено Писанием.
Поэтому Лютер праздновал праздник Рождества с удовольствием, тогда как Кальвин был весьма сдержан в его отношении.
И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу — Лук. 22:31
Поэтому для одних — раз VPN формально не запрещен для частных пользователей, впрочем как и сам Telegram, то значит можно ими пользоваться. Для других — все ясно, и не стоит искать лазейки в законе.
Что касается критикуемого сегодня положения «разрешено всё, что не запрещено законом», то следует отметить, что подобная конструкция не умаляет ценность права как такового. Ведь здесь критерием является закон, иными словами — то, что запрещено законом — не разрешено. Никто не мешает расширить в законе перечень того, что запрещено. Также необходимо помнить еще один современный ограничительный общеправовой принцип нормативной регуляции: «свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека», который прямо связан с христианским правилом «итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).
2. Не судить других своей совестью
Писание многократно в разных своих книгах утверждает этот принцип.
Например, послание к Филиппийцам 3 глава:
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. 15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. 16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. 23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, — грех. — Рим. 14:22-23
Необходимо сознавать, что искренние христиане, любящие Господа и желающие Ему угождать, могут прийти к разным выводам по второстепенным вопросам. И следует довериться Господу, чтобы Он помог им в чем-то лучше разобраться, а не работать «Духом Святым», пытаясь осудить или изменить мнение того или иного человека.
3. Не подозревать других в лицемерии или компромиссе
Не стоит быстро осуждать человека. Даже если Вам все кажется таким очевидным и понятным.
Восприятие той или иной проблемы человеком может иметь разные причины и мотивацию. И не обязательно греховные, как Вам может показаться.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. 6 Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога. 7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 А живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни. — Рим. 14:4-8
4. Остерегаться ханжества и фарисейства
К великому сожалению, все мы этому подвержены.
Иисус говорит такое важное предупреждение в отношении фарисеев:
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие! — Матф. 23:23
Как часто такое все еще наблюдается и в наше время: лицеприятие, двойные стандарты, поверхностное или поспешное суждение, зависть, непоследовательность и т.д.
Например, вы можете услышать строгое, радикально-принципиальное отношение к копирайту, но совершенно легковесное соблюдение правил дорожного движения (ПДД) и парковки. Или принципиальное отношение к каким-то доктринальным вопросам, но целенаправленное уклонение от налогов. И этот список можно продолжить.
Помню, как однажды на одной Всероссийской конференции ко мне подошел один молодой брат и сказал, что здесь очень много светского гуманизма. На что я спросил у него — как много нелицензионных программ стоит на его смартфоне? Он смутился. Тогда я ему посоветовал сначала справиться с этой мелкой проблемой, чтобы стать способным судить о более глобальных вопросах.
Или на другой конференции один человек подошел и посетовал, что современная молодежь одевается не так уж и благочестиво, как раньше. И в этом была своя справедливость. Но его тон был полон осуждения и высокомерия. Тогда я спросил у него — как часто он дает взятки преподавателям за свои экзамены и зачеты. Он ответил, что так поступают все. И он даже не увидел сразу свою проблему.
Как же это прямо напоминает известные слова Господа Христа из Нагорной Проповеди:
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. — Матф. 7:5
5. Не создавать себе врагов из оппонентов
Писание учит нас любить врагов, а уж тем более братьев. Разномыслие — это не повод для конфронтации, а особой любви и заботы. Чтобы показать, что мы едины духовно, и нас объединяет Господь, а не просто одинаковые мнения или предпочтения.
Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью — Рим.12:10
Известного президента Авраама Линкольна нередко ругали за то, что он не казнил ни одного из своих противников. На что он ответил — «Разве я не убиваю своих врагов, когда делаю их своими друзьями?»
Апостол Павел говорит своему ученику, Тимофею, такие слова:
Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым — 2 Тим. 2:24
6. Не жить разногласиями, но возрастать в зрелости, дабы хранить единство Тела Христова
Разномыслия будут. Это естественный процесс для несовершенных людей. Это естественный процесс для растущих в Боге людей. Нам всем следует расти в любви, зрелости, познании и взаимном служении.
Продолжайте возрастать в Боге. И будьте готовы изменить свое мнение по каким-то вопросам. Это нормально и естественно для всех, искренно поклоняющихся и ищущих лица Божьего. Не нормально, когда мы боремся за свою правду, а не ищем Царства Божия и правды его.
7. И помнить о своей ограниченности в знании и понимании вопросов
Ситуация с Telegram — не самая простая. Она включает в себя столько много разных аспектов и нюансов. Не стоит бороться со своими братьями и сестрами за его использование или неиспользование. Это будет неразумно.
Когда я читал некоторые «баталии» между верующими касательно Telegram, мне было прискорбно, что почему-то никто из этих «борцов», например, ничего не написал о том, что из наших налогов оплачиваются аборты в стране. И все мы в этом косвенно повинны.
Доктор прикладного богословия, основатель и пастор Русской Библейской Церкви в городе Москва. Автор книги Faithbook, радиоведущий. Вместе с женой Таней воспитывает троих детей.