Я в восторге от книги и хочу заказать копии для церкви, потому что автор очень четко и доходчиво объяснил оправдание, освящение и единение со Христом. У многих из современников я читал об этом, но никто не смог так сжато, лаконично и просто донести, пожалуй, важнейшую истину веры христианской, а именно – единение со Христом. Я знаю, что Лейн основывает свой труд на Кальвине, реформаторах и других авторах, но то, как он это делает, достойно восхищения. (Кстати, единение со Христом — это и есть потерянный лозунг Реформации.)
На вид эта небольшая книжка не предвещала чего-то особенного. В добавок к этому, слова на латыни на обложке внушили некий страх перед, как мне показалось, очередным академическим трудом для книжных червей. Ох, как же я ошибался!
Но давайте к самому содержанию. Иллюстрации, иллюстрации, иллюстрации. Их в книге много, и они гениально просты и важны. Лично я убежден в том, что сложные богословские истины просто необходимо объяснять с использованием иллюстраций. Особенно когда речь идет о понятиях, которые неразрывны, но при этом отличны друг от друга. Да, ни одна из иллюстраций не передаст смысл во всей полноте. Но разве не сотворил Бог весь мир, чтобы проиллюстрировать нам Христа, Его личность и Его подвиг? Овца, лев, надломленная трость, солнце, лилия, хлеб, вода, дверь – все это дано нам в жизнь, чтобы когда мы прочитали: «…взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его…» (Мал. 4:2), мы поняли, о чем говорит наш Бог.
Так вот Лейн приводит много иллюстраций. Христос как бомбоубежище; Бог как не продавец; француз, принявший российское гражданство; солнце, излучающее тепло и свет; автомобилисты, притормаживающие перед камерами фиксации скорости; жених, принадлежащий своей невесте лишь в отдельные дни недели; уборка плесени во всем доме за исключением кухни, и так далее. Все эти сочные иллюстрации не могут не заставить воображение работать на пользу понимания. Мне также нравится, как безапелляционно Лейн показывает абсурдность ложного противопоставления веры и дел, духовности и литургии, личного общения с Богом и церкви. Браво, Энтони!
Кроме этого, мне казалось, что я сижу у ног того, кто явно провел уйму времени с Кальвином, и вот теперь выдает мне изюминки из его учения. Невероятно приятно вкушать такое блюдо. И, конечно же, оно вызывает желание снова взяться за «Наставления…» и перечитать пару глав.
Мне понравилось, что автор показал радикальность Евангелия, указав на то, что «покаяние проистекает из прощения». И поэтому, как говорит Лейн: «Любой подход, который требует от человека что-то сделать, прежде чем прийти к Христу, ошибочен». Христос прощает, и это основание нашего призыва к тому, чтобы грешник покаялся и уверовал в Евангелие.
Никак иначе! В благовестии мы представляем Христа, никак не блага в отрыве от Него. Веришь Ему и тому, что в Нем есть прощение, тогда кайся! Бог не продавец и не раздает веру, покаяние, мир и радость в отрыве от Своего Сына! И здесь я использую одну из иллюстраций, приведенных в книге.
Вообще вопрос веры, как дара, прекрасно освящен Лейном. Он цитирует Кальвина и говорит о том, что вера – это пустой сосуд, с которым мы приходим для того, чтобы получить праведность Христа. Вера сама по себе не заслуживает ничего. Как говорил знаменитый Уорфилд: «Если говорить более конкретно, спасает не вера во Христа, но Христос через веру».
Но есть в этой книге высказывание о вере, которое стоит всей книги. «Оправдание одной верой – это вотум недоверия человеческим делам». Вот почему вера так важна для Бога! Иначе не единому Богу слава, иначе человек может на что-то претендовать! Верующий же — это смиренный человек по определению, ведь он признает, что он полностью и всецело зависит от Христа.
Вот именно такая способность – при помощи кратких фраз и запоминающихся иллюстраций изложить то, о чем писать и размышлять можно бесконечно – выявляет стоящего богослова. По моему мнению, Лейн именно такой богослов. Всем, кто хочет лучше и четче понять и объяснить оправдание, освящение и единение с Христом, книга Лейна просто находка. Так что весьма рекомендую «Потерянный лозунг реформации».
Христианин, муж одной жены, отец одной дочери. Пастор церкви в Алматы, Казахстан. Магистр богословия Пуританской Реформатской Богословской Семинарии, Грэнд Рэпидс, США.