После криков толпы и издевательских возгласов фарисеев и книжников на Голгофе наступила глубокая тишина. Всмотримся в лицо Божественного Страдальца: оно так бледно, печать жестоких страданий на нем, но на нем и отпечаток прежней кротости. А на землю капля за каплей падает Его кровь…
Какие мысли рождаются у нас, стоящих у креста Голгофы?
Вспоминается жизнь Христа. Это была жизнь, полная любви к людям. Как могла такая жизнь закончиться так позорно на Голгофском кресте? И как были жестоки люди, которые могли так поступить с Христом, со своим великим Благодетелем?
На землю упала еще одна капля крови Христа. Мы смотрим на нее и вдруг как бы видим самих себя в ней, как в зеркале. И в нашем сердце появляется сознание: это мы, мы распяли Христа! Это наши грехи пригвоздили Его к кресту! Мы начинаем бить себя в грудь, мы не поем, а кричим:
О, я грешник бедный, Правда, я таков!
Если б Бог бессмертный
Не был полн даров,
Не был полн любовью
И не спас меня,
То давно погиб бы
В мире этом я.
А что скажет Христос, висящий на кресте? Какие слова справедливого осуждения услышим мы из Его Божественных уст, когда Он, наконец, нарушит Свое молчание? Мы, бия себя в грудь, готовы на все, на любой Его приговор.
И Он заговорил среди глубокой тишины: “Отче…”
Что скажет Он дальше? “Накажи их за преступления”? Совесть наша ожидала только таких слов, и мы заслужили их. Но что же мы слышим? – “Отче, прости им!”
О, любовь Христа, неугасимая ничем! Любовь до конца!
Эти слова, слова прощения, навеки выгравированы на кресте Голгофы. Христа на кресте уже нет, Его сняли друзья и ученики и погребли в саду Иосифа Аримафейского. В третий день Он воскрес и вознесся на небо, а на кресте сияют и сегодня еще эти дорогие для всех грешников слова прощения: «Отче, прости им!” У подножия креста Голгофы мы поняли великую истину: без креста нет прощения! Без жертвы и крови Христа нет помилования!
Голгофа – место невыразимых страданий. Страдания Христа нельзя выразить словами, потому что их никто из людей не пережил. Его страдания – это муки ада. Чтобы избавить человечество от мучений ада, Христос перенес муки ада вместо нас. В этом смысл голгофских страданий Христа.
Первым, кого тронули страдания Христа на Голгофе, был разбойник. С глубоким вниманием он следил за великим Страдальцем. Лицо Христа отражало глубочайшие страдания души, но в очах Его светилась неземная любовь. На Его лице был отражен глубочайший сердечный мир, ни малейшего гнева не было на этом лице, ни малейшей ненависти. И, наконец, среди глубокой тишины раздается молитва Христа: “Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят”.
Что происходит в душе разбойника? Вероятно, он – сын Израиля, дитя верующих иудеев. Возможно, что от отца и матери он много слышал о Мессии, а в Иерусалимском храме или в синагоге своего родного города он не раз слышал слова 53 главы книги пророка Исаии. «Это Он – агнец, который так безгласен перед стригущим», – думает он в своем сердце, – «Это Он, о Котором Исаия говорил, что не будет отверзать уст Своих. Это Мессия!»
Он говорит другому разбойнику: “Мы достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”. И после этого он обращается к Христу с молитвой: “Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!” – “Ныне же будешь со Мною в раю”, – сказал ему Христос. Блудный сын принят в отчий дом!
Пойдемте мысленно в Едемский сад, названный в Библии раем. У врат его продолжает стоять херувим с пламенным мечом и охранять путь к дереву жизни. Но вот к нему подходят двое: один из них Христос, только что умерший на Голгофе, со следами от страданий на Своем лице. Он обращается к херувиму и говорит ему: “Не преграждай больше пути к раю и дереву жизни! Я искупил вину грешников и возвратил им потерянный рай”. Херувим смотрит пристально на второго. “Господи, а он кто?” – “Это разбойник, умерший со Мною на Голгофе. Он первый войдет со Мною в возвращенный грешникам рай. Это первый грешник, очищенный Моей кровью». Не для ободрения ли всех грешников первым в рай вошел разбойник?
Голгофу объяла глубокая тьма и сокрыла лик Христа, искаженный скорбью. Но не говорит ли тьма на Голгофе о глубокой тайне страданий? Почему столько слез? Почему столько колючих терний на жизненном пути, а в конце пути смерть? Никто не понял полностью значения страданий, почему было то или другое в его жизни. И значение страданий Христа мы не вполне понимаем. Мы знаем, что страданиями и смертью Его мы спасены, но почему нужно было, например, бичевание Его у Пилата или издевательства толпы на Голгофе – это для нас тайна.
Самая мучительная скорбь – это чувствовать, что ты покинут Богом. Эту скорбь пережил Христос на кресте. “Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» – вырвалось из Его сердца. Но именно в этой тьме Он стал пшеничным зерном, упавшим в землю, как Он однажды Сам сказал о Себе (Иоан. 12:24). Зерно, упавшее в землю, дает жизнь другим зернам, приносит много плода. Смерть Христа дала жизнь миллионам искупленных. Наши страдания и наши темные ночи имеют свое значение в нашей жизни. Они производят в нас, в нашем характере драгоценные плоды: они очищают нас, сближают с Богом и преображают нас в образ Христа.
“Жажду!” – это слово также вышло из уст висящего на кресте Христа. Одно только слово, но так много говорящее нашему сердцу. Все раненые испытывают мучительную жажду, а Христос имел четыре большие раны… Он потерял много крови, поэтому Его начала мучить страшная жажда. Но на Голгофе не оказалось воды. И воины, услышав слово “жажду” из уст Христа, наполнили губку уксусом и поднесли ее к устам Иисуса.
Но словом “жажду” Христос, безусловно, хотел выразить другую жажду, томившую Его. Дело нашего искупления близилось к концу. Скоро на Голгофе раздастся торжествующее: “Совершилось!” – то есть совершилось спасение всех грешников. Что же Он жаждет после совершения нашего спасения? Он жаждет нашей любви, Он жаждет наших сердец, исполненных священным пламенем любви к Нему и самой горячей благодарностью за совершенное Им спасение. Кто из нас утоляет жажду нашего Спасителя своей горячей любовью и преданностью Ему?
Писание говорит, что на Голгофе открылся источник для исцеления человечества: “В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты” (3ах.13:1); “Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… и ранами Его мы исцелились” (Ис.53:5). И именно раны Христа являются великой целительной силой. На земле много источников для врачевания телесных недугов, но только один Источник для врачевания души, для избавления от ада.
Никак не думали наносившие Христу раны, телесные и душевные, что, нанося эти раны, они открывают всему человечеству драгоценный источник для исцеления. Этого в их планах не было. Но это было в планах Божиих! И притом в вековечных планах Божиих, так как Писание называет Христа “Агнцем, закланным от создания мира” (Откр.13:8), а также что, Он был предназначен к закланию еще “прежде создания мира” (1 Петр. 1:19-20).
Очи Небесного Отца видели Своего возлюбленного Сына окровавленным, пригвожденным ко кресту, с терновым венцом на лице и в ранах задолго до создания мира. Созерцая на Голгофе раны Христа и кровь Его, как лекарство от греха и вечной смерти, мы поем Псалом 102: “Благослови, душа моя, Господа!.. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы (ада) жизнь твою!”
Христианский писатель, экзегет, один из наиболее видных теологов российского евангельско-баптистского движения, пресвитер Петербургской церкви евангельских христиан, служитель тюремной миссии. Автор составленного в 1913 году «Краткого изложения вероучения евангельских христиан», которое в 1966 году стало официальным вероучением Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов.