Я четко помню, в какой момент я осознал, что плохо понимаю освящение. Это было на малой группе, когда мы обсуждали, как именно взаимодействуют наши действия и влияние Святого Духа по мере того, как мы освящаемся. Как часто бывает с такими разговорами, люди делились, что помогло им возрастать — ну, или по крайней мере, что должно им помочь, как говорят в церкви — ну, вы знаете, чтение Библии, молитва и т.д. Но в то же время все были уверены, что само освящение производил Святой Дух. Наконец, честная женщина воскликнула: “Не понимаю, как же мне расти во Христе?”
Расскажу пару слов о ней. Эта женщина уже много лет во Христе, но в последнее время заметила, что ее рост замедлился. Она читала Библию, молилась, ходила в церковь каждое воскресенье, и в то же время злилась на других и могла сказать что-то, о чем впоследствии жалела. Она понимала, что ее грех приносил печаль Богу, и потому понимала, что ей нельзя просто расслабиться и ждать, что Бог ее освятит. Но она также понимала, что скорость ее освящения не находилась в прямой зависимости от того, насколько она старалась. Она прилагала много усилий, но без успеха. В начале той встречи я сказал, что если мы будем думать, что наше чтение Библии, молитва и другие практики — главная причина нашего освящения, то мы начинаем меньше фокусироваться на Евангелии Иисуса Христа, и больше на нас самих, и в результате наш рост замедляется. Я заметил, что мои слова ее коснулись и даже испугали.
Но несмотря на это, я не мог ответить на ее вопрос, потому что у меня было фрагментированное понимание спасения. У меня не было общего представления о нем, поэтому мне казалось, что различные процессы, участвующие в нем — например, оправдание и освящение — противоречат друг другу. Я долго мямлил что-то непонятное — дольше, чем окружающие были готовы терпеть — и мы прервались на чай. Брауни — лучшее средство разрядить обстановку.
Ответственность пастора
Я не думаю, что христианин, чтобы спастись, обязан разбираться в богословии освящения, — точно так же, как и мама с новорожденной дочерью не обязаны полностью понимать связь между мамой и ребенком, чтобы она у них была. Мы можем питаться от Христа и успешно расти даже если не понимаем, как это происходит. Но, если вернуться к этой аналогии, если связь между мамой и ребенком вдруг нарушается, то я надеюсь, что рядом окажется кто-то, кто знает достаточно, чтобы помочь им.
Именно поэтому пастору нужно понимать освящение. Тут вы можете сказать: разве это не задача душепопечителя? Да, но пасторы — и особенно те, которые занимаются учительством, — обязаны проповедовать библейское учение об освящении, чтобы те, которых они учат, шли по правильному пути. Задумайтесь: если вы не проповедуете для освящения вашей паствы, то чем вы занимаетесь? Вы же не хотите просто передать знания или, еще хуже, развлечь. Вы хотите, чтобы ваша церковь преображалась. Но есть ли у вас понимание того, как это происходит? Если нет, то откуда вы знаете, что ведете вашу церковь в правильном направлении?
Как часто мы ошибаемся
Есть две потенциальные ошибки, к которым приводит неправильное понимание освящения: это вседозволенность и законничество. Может, я делаю определенные дела, чтобы заслужить свое спасение. Или я делаю какие-то дела, чтобы получить больше Божьего благоволения ко мне. Я думаю “если я перестану делать А или начну делать Б, у меня все будет хорошо”. Это законничество, потому что вы пытаетесь построить отношения с Богом своими делами, а не ваши отношения с Богом приводят к определенным делам.
Другая опасность — вседозволенность, и те, которые сознательно впадают в нее, называются антиномистами (от древнегреческих “анти” — против и “номос” — закон). Это происходит, когда мы настолько фокусируемся на том, что Христос сделал для нас, что перестаем думать о наших делах вовсе. Антиномисты видят, к каким плачевным результатам могут приводить неправильные старания и приводят к (неверному) выводу, что нам нужно перестать стараться вообще.
Давайте представим, к чему мы можем прийти, если не будем иметь четкого понимания освящения: мы можем призывать людей бороться с законничеством с помощью вседозволенности и бороться со вседозволенностью с помощью законничества. Я помню, как несколько студентов просили меня перестать говорить с ними о Евангелии, потому что боялись, что у них пропадет желание стремиться к святости. Я знаю также и других людей, которые, если будут честны сами с собой, признаются, что грешат, чтобы успокоить себя, что они не впадают в законничество. Но все это — не библейское освящение, и нам нельзя поощрять такое мышление.
Поощрять псевдо-освящение в людях проще, чем вы думаете. Я слышал, как хорошие пасторы учат свою паству обо всем, что им нужно делать, но не говорят ни слова о том, откуда взять силу для этого. Я также слышал и проповеди, в которых Божья благодать настолько оторвана от святости, что кажется, что на вопрос Павла “Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?” можно ответить “Да!” Этого можно избежать, если научиться в каждой проповеди указывать на Христа в центре изучаемого отрывка Писания. Но нам нужно такое понимание освящения, с которым мы смогли бы задать более глубокий вопрос: “Когда мы увидели Христа в тексте, как нам облачиться в Него и не угождать похоти плоти?”
Я не хочу сказать, что нам нужно в каждой проповеди подробно рассматривать учение об освящении. Можно, к примеру, упомянуть ее в одном предложении после того, как мы перешли в нашей проповеди к Христу. Или вы применяете ее в том, как вы обращаетесь к человеку, который стоит у выхода с озабоченным или, наоборот, самоуверенным видом. Важнее всего помнить главные повеления Бога об освящении — “облекайтесь во Христа” и “ищите горнего”, — знать, что они значат и как нам повиноваться им, и ясно это проповедовать.
Освящение во Христе
В свете всего вышесказанного, сбалансированное учение об освящении должно подчеркивать необходимость роста и не умалять значение благодати, и оно также должно подчеркивать необходимость благодати и не умалять значение роста.
Как нам добиться этого? Я сделаю всего пару наблюдений, потому что главная цель этой статьи — побудить вас изучать богословие освящения. Во-первых, важно понимать святость в свете спасения. Мы должны перестать говорить о спасении и святости как о двух разных вещах, которые могут существовать отдельно друг от друга. Нам не следует цитировать стихи 8-9 второй главы послания к Ефесянам — “благодатью вы спасены через веру, не от дел” — и не цитировать при этом стих 10: “Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела”. Спасение подразумевает святость — святость не предшествует спасению, но возникает в человеке как элемент спасения. Обратите внимание: в Библии нет противоречия между Божьей благодатью и нашими делами.
Как это?
Отвечая на этот вопрос, привожу второй пункт: спасение это единение со Христом. К сожалению, мы часто представляем себе спасение как большую кучу разных подарков в отдельных упаковках: коробка с “прощением”, “Святым Духом”, “искуплением” и другими дарами. Проблема тут в том, что мы представляем себе каждый дар существующим отдельно, и нам кажется, что каким-то мы можем уделять больше внимания, а каким-то — меньше. К примеру, если мне так нравится дар прощения, то может мне и не открывать коробку с освящением? Или если я воспользуюсь освящением, может, мне перестать пользоваться вмененной святостью?
На самом деле, спасение — это принятие Иисуса Христа, который стал для нас всем, что нам нужно для того, чтобы спастись. Мы “во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением”. Каждый из даров спасения прекрасно сочетается с другими, потому что мы получаем их все, принимая Христа. Мы пользуемся дарами спасения от грехов и вмененной праведности не для того, чтобы расслабиться и ничего не делать, но чтобы приблизиться ко Христу и найти в Нем силу жить святой жизнью. А когда мы живем святой жизнью, мы не можем забывать о своем оправдании — наоборот, мы так дивимся Божьей святости, что мы еще больше начинаем ценить вмененную нам праведность Христа, которой Бог принимает нас. Святой Дух также пронизывает всю нашу жизнь — тот Дух, который воскресил Христа из мертвых для оправдания нашего (Рим. 4:25), он же и соединяет нас со Христом, наполняет нас дарами и ходатайствует за нас перед Богом.
Иными словами, когда мы растем в одном из элементов нашего спасения, мы неизбежно еще больше погружаемся во Христа и в наше духовное единство с Ним, и это приводит к тому, что все остальные блага, которые мы имеем в Нем, становятся еще более реальными в наших жизнях. Во Христе мы имеем все духовные благословения. Когда мы понимаем, что наше спасение монолитно, то мы не можем пользоваться одним благословением вместо другого. Поэтому мы не будем бороться с законничеством с помощью вседозволенности, мы будем бороться с законничеством и вседозволенностью с помощью Христа.
Изучайте богословие освящения!
Я благодарен этой женщине за ее вопрос, потому что он побудил меня изучать богословие освящения. Неважно, насколько хорошо мы его понимаем, нам столько всего еще нужно понять, и несравненно больше — испытать на себе. Но даже базовое понимание освящения, если оно строится на Библии, поможет нам погружать нашу паству еще глубже во Христа и, следовательно, в святость.
Сегодня в богословских кругах много говорят о том, что важно понимать богословие оправдания. Это очень хорошо, но давайте убедимся, что мы не забудем также и об освящении.
Изначальный текст статьи публиковался на сайте 9Marks: ссылка. Переведено и использовано с разрешения автора.
Интернет-портал 9Marks предлагает служителям Церкви библейский взгляд на их служение, а также практичные ресурсы, которые помогут им явить Божью славу всем народам через духовно здоровые церкви.