Мы предлагаем вашему вниманию первую из цикла статей Джона Пайпера «Почему я люблю апостола Павла».
Апостол Павел не позволил своим страданиям за Христа обратить его против Христа или отвратить его от его миссии.
Это не значит, что он мало страдал или это далось ему легко. Он страдал тяжело и много. Например, «от Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали» (2 Коринфянам 11:24-25). Представьте вместе со мной, как ваш мозг повел бы себя среди таких повторяющихся страданий.
Павел полностью посвятил себя повиновению Иисусу Христу. Результатом этой верности воскресшему, всемогущему Христу стало то, что Павла снова и снова бьют на его пути послушания. Как бы вы отреагировали? Я знаю тех, кто заявил о своей вере во Христа, но настолько тяготился трудностями христианской жизни, что отвернулся от христианства.
Кто играет решающую роль?
Некоторые из вас могут подумать: Такие люди нуждаются в том, чтобы их учили, что это не Бог дает эти страдания, и поэтому не стоит отворачиваться от Него, как будто это все Он виноват. Павел с этим не согласен. Он был слишком хорошо знаком с Ветхим Заветом. Он знал, как на самом деле обстояли дела, например, у Иова.
Конечно, Сатана сыграл большую роль в страданиях Иова. Он — тот, кто предстал перед Богом, убил детей Иова и покрыл Иова нарывами (Иов 1:6-19; 2:7). Но когда Иов выразил свое собственное понимание того, что произошло в этих бедствиях, он приписал решающую роль Богу. «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов 1:21). «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»(Иов 2: 10). И в обоих случаях — как с потерей детей, так и с ужасными нарывами — автор книги пишет: «Иов не согрешил устами своими» (Иов 1:22; 2:10).
Когда история завершается, в последней главе Книги Иова богодохновенный автор пишет, что семья Иова «утешала его за все зло, которое Господь навел на него» (Иов 42:11). Итак, мы можем отбросить всякую мысль о том, что Павел считал свои страдания случайными, или что они произошли только от сатаны, или его судьбу решал человек. Он знал, что они были от Самого Господа Иисуса, Который сказал ему, что они придут (Деяния 9:16).
Когда приходит беда
А теперь вернемся к моему предложению поставить себя на место Павла и попытаться представить, что мы могли бы чувствовать под такими безжалостными страданиями, и как мог бы функционировать наш мозг.
Я практически слышу, как некоторые, будучи на месте Павла, отвечают: «Послушай, Иисус, я отдал тебе свою жизнь. Я слышал, как ты говорил, что иго твое благо, и бремя твое легко (Матфея 11:30). Ты обещал мне мир и довольство (Филиппийцам 4:7; 11-13). Но почти каждый раз, когда я пытаюсь засвидетельствовать о тебе, что я получаю? Боль. Это не та награда, которую я ожидаю от сильного и доброго лидера. Я не думал, что ты будешь так обращаться со своими верными последователями. Поэтому, если ты не используешь свою силу, чтобы сделать мою жизнь легче, а не тяжелее, то мне христианство больше не нужно.»
Иисус предсказал, что будут кажущиеся новообращенные, которые будут так реагировать. Он сказал: «не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются» (Марка 4:17).
Иисус предупреждал своих последователей, чтобы они ожидали страданий: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Луки 21:16), «пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (Луки 11:49). И когда Иисус перевернул жизнь Павла на дороге в Дамаск и рассказал, в чем цель его жизни, Он был откровенен: «Я покажу ему, как много он должен страдать ради имени моего» (Деяния 9:16).
Поэтому, когда Павел страдал на пути верного послушания Иисусу, он не обвинял Иисуса в обмане. Он не критиковал Его пути и не роптал на Его суверенную мудрость. Но он просил об избавлении. Иногда оно приходило (Деяния 22:25-29); иногда нет.
Любовь ко Христу в страдании
Один случай, когда избавление от страданий не пришло, был особенно труден для Павла. Он назвал это «жало… во плоти » (2 Коринфянам 12:7) и рассказывает об этом:
Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но он сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».
2 Коринфянам 12:8-9
Как вам это? Это удивительный ответ Иисуса. Как бы вы отреагировали на слова Иисуса? Вы бы сказали: «твоя сила! Твоя сила совершенна в моей слабости! Господи, ради всего святого, это же мое тело страдает! А славу при этом получает твоя сила? Где же твоя благодать и избавление?»
Страшно, как много христиан на богатом Западе так реагируют на страдания в своей жизни. Они сердятся на Бога. И если бы им сказали, что Божий замысел состоит в том, чтобы возвеличить славу Его благодати в их страданиях, они были бы в ярости на Бога и того, кто предложил такое.
Довольство страданием
Подобный гнев резко контрастирует с тем, как Павел ответил на слова Иисуса, когда Он сказал ему, что его жало не будет удалено. Павел сказал:
И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
2 Коринфянам 12:9-10
Можем ли мы даже представить себе такие эмоции? «Охотнее»! После того, как он трижды возопил, моля Господа об облегчении, и ему сказали «нет», он сказал: «я буду хвалиться еще более охотно» — то есть радостно — в слабости, причиненной этим жалом.
Вот как сильно Павел любил Иисуса Христа. Вот насколько он жил для славы Христовой. Если Христос говорит, что Его слава будет сиять ярче через страдания Павла, то Павел, как ни странно, радуется страданию. Вот как работает его сердце. Его высшая ценность — возвеличивание славы Христа. Итак, я буду довольствоваться гонениями и бедствиями.
Это тот человек, которым я восхищаюсь больше всего, тот человек, которому я хочу подражать, и которого я люблю.
Основатель интернет-портала DesiringGod.org и Вифлеемского Колледжа и Семинарии. Он 33 года совершал служение пастора Вифлеемской Баптистской Церкви в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Автор более 50 книг.