Я забежала в магазин и столкнулась, чуть ли не лицом к лицу, с женщиной, с которой мы познакомились пару лет назад. Она тогда только начала ходить в нашу церковь, и мы много с ней общались, переписывались смсками и встречались на площадке. Ей нравилось прославление в нашей церкви и учение. Ее Библия была испещрена заметками, что привлекло мое внимание: я всегда люблю общаться с людьми, которые серьезно относятся к Слову. В этот раз, увидев меня – я и заметила, что она меня увидела – она посмотрела сквозь меня, как будто через пустоту, и прошла мимо.
Это ошарашило немного, и мне потребовалось несколько минут, чтобы вспомнить, почему она тогда ушла из церкви. После проповеди о духовных дарах она подошла к моему мужу, чтобы уточнить, верит ли эта церковь в существование языков. На что мой муж сказал, что не верим, но мы не считаем этот вопрос существенным для Благой Вести: то есть, говорение на языках для нас не является определительным фактором, верующий человек или нет. Наше сердце было открытым для нее, мы были готовы стать для нее, мамы-одиночки, семьей.
После этого моя новая подруга исчезла, не задав никаких дополнительных вопросов. И вот, пару лет спустя, мы не оказались ни подругами, ни сестрами во Христе. Разница в наших убеждениях в большой степени влияет на то, как мы относимся друг ко другу — будь то в маленьком городке, или внутри церкви.
И такое я вижу во многом, на разных уровнях. Будь то вопросы о Троице, или о достаточности Писания, вопросы о поведении в церкви, ведении служения, о Хеллоуине или образовании детей – что-то встает между нами и нарушает гармонию и мир между людьми.
Мой давний наставник говорил часто: одной пятикопеечной монетой можно закрыть целое солнце, если ее держать очень близко к глазу. Прилепить себе ее на глаз, и так ничего не стоящая вещь закроет собой огромное небесное тело во всей его славе, которым освещается и согревается вся земля. Та самая земля, которая по сравнению с солнцем сама является копеечкой. Это относится к разного рода проблемам – как личным, так и межличностным. Одним вопросом мы можем заслонить всю огромную картину, в которой Бог – главный герой, в Его славе и мудрости и могуществе. Вопрос о языках не прибавляет ничего существенного к Благой Вести, но из-за этого вопроса, а вернее из-за значимости, которую многие верующие вкладывают в него, славная работа Христа, соединившего в Себе Своей кровью всех верующих (Еф. 2:16), теряет свою яркость и значимость.
Но не все вопросы похожи на пятикопеечную монету. Многие из вопросов имеют бОльшую значимость, чем другие, и отделяют нас от остального мира. Вот такую схему предложил один преподаватель Библии, президент богословской cеминарии Southern Baptist Альберт Молер. И хотя я с осторожностью отношусь ко всякого рода формулам, думаю, что в этой есть смысл.
Все истины, которые и составляют христианскую веру, можно разбить на три уровня.
1-й уровень:
Истины, касающиеся Благой Вести, триединого характера Бога, достаточности Писания. Тут можно задать вопрос: как Иисус представляется этим человеком или этой группой? Достаточно ли для него/них Писания? Достаточна ли жертва Христа для спасения? Эти истины фундаментальны и представляют собой самое сердце христианства. Они отделяют нас от всего остального мира, и объединяют всех нас, верующих во Христа. Я строю свои отношения, помогаю, служу своим братьям и сестрам, потому что между нами один Бог, один Господь, одна вера (Еф. 4:1-6). Я воспринимаю тех, кто не придерживается этих истин, как людей, сотворенных по образу Бога, но мертвых духовно и нуждающихся в Евангелии.
2-й уровень:
Истины, касающиеся жизни и деятельности церкви. Надо ли крестить младенцев, можно ли женщинам проповедовать, как проводить Вечерю, говорить ли на языках – эти вопросы, хоть и не являются ключевыми в Евангелии, все-таки разделяют церкви по практическим причинам. Люди расходятся по разным церквям и создают сообщества не потому, что Христос разделился, а просто потому, что так служить будет легче и будет меньше препятствий в работе. Зачем много раз обсуждать один и тот же вопрос, когда вокруг нас очень много работы? Мы можем сообща делать то, к чему нас призвал Бог – к проповеди неизмеримого богатства Христова (Еф. 3:8).
3-й уровень:
Истины, касающиеся личных убеждений. Как одеваться, какие песни петь, что означают некоторые трудные для понимания стихи, когда придет Иисус. Учить ли детей дома, делать ли татуировки, употреблять ли алкоголь и многие другие вопросы, которые определяются во многом опытом, подкрепленным убеждением, полученным из Писания. В разнообразии этих убеждений проявляется благодать Бога, который допускает среди Своих детей свободу: дети Бога могут выражать свою веру по-разному в разных контекстах, и при этом сосуществовать и служить вместе, бок о бок, помня о том, что является самым главным. Эти вопросы, хоть и не являются ключевыми, имеют значимость: нам важно говорить о своих различиях и обосновывать то, как мы выражаем нашу веру. Но мы можем вместе радоваться пришествию Христа, независимо от того, когда Он придет – до или после Великой Скорби. Мы можем вместе служить детям, независимо от того, дома мы их учим или отправляем в школу. Мы можем заботиться о духовном здоровье каждого члена церкви независимо от его политической приверженности.
Но эта свобода часто превращается в хаос и горькое разделение, когда мы берем свое убеждение и возводим его в ранг Истины Первого Уровня. Когда мы приклеиваем к своему глазу копеечку своего мнения и готовы заслонить им солнце Христа для всех, кто вокруг меня и так бродит в сумерках. Никто из нас не может сказать, что полностью разузнал всю картину, многое в Библии не описано подробно, до точки. Все мы смотрим как через тусклое стекло. Но многое открыто совершенно ясно – и, если мы отводим наше внимание от этого, и фокусируемся на сером и неясном, мы замутняем воду, вызываем раздоры и тем самым отвлекаем Тело Христа от самого главного поручения: нести свет в мир, через единство в истине и через любовь между нами.
Поэтому Павел настаивает и умоляет: «ходите в смирении и кротости… старайтесь сохранить единство» (Еф. 4:1-6). Для такого единства нужно смирение и дается оно нелегко. Но именно через такое единство многогранная мудрость Бога сияет всеми разными оттенками и отблесками (Еф. 3:10), как свидетельство всему миру, духовному и материальному, что Бог исполняет Свое вечное намерение соединить несоединимое (Еф. 1:10), оживить умершее, примирить непримиримое.
Как это выглядит на практике? Когда я не соглашаюсь с кем-то, я спрашиваю себя: какую значимость имеет этот вопрос? К какому уровню он относится? И если это меня так задевает, почему он вызывает такую бурную эмоциональную реакцию? Что за больное такое место было задето? Чтобы сохранить мир, как умоляет нас Павел, мне надо разобраться, что движет мной, и из чего мое сердце, возможно, сделало идола.
Я могу, и должна, разговаривать и проявлять участие по отношению к той женщине, которая говорит на языках. Я могу послужить и принять у себя дома человека, который верит немного иначе чем я, не зацикливаясь на наших отличиях. Я умалчиваю на детской площадке о том, что я учу своих детей дома, потому что не хочу загородить этим вопросом самый главный вопрос: кто для нас Иисус? Для меня даже самые мои драгоценные убеждения не являются настолько драгоценными, что я могу посмотреть сквозь другого верующего, словно его нет. Я также помогаю своим детям понять, что важно, а что не так важно, зачем придерживаться каких-то истин, а какие стоит опустить, чтобы нам вместе прийти к единству веры и зрелости, к тому, чтобы каждый из нас начал дорожить Христом во всей Его красе и славе: ведь в этом смысл всего, что делает в этом мире Бог.
Ученица Христа, жена пастора, мама четверых детей, преподаватель Библии в поместной церкви.