Хочешь быть как Иисус? Будь кроток

Джонатан Эдвардс писал, что «дух и характер, подобный ягненку или голубю» — это «истинная и отличительная черта сердца христианина». И нам стоит обратить внимание на это.

Не многие считают, что отличительной чертой характера Эдвардса была кротость (он более известен как Джонатан Эдвардс — пламенный пуританин), и не многие считают что кротость — главная потребность церкви сейчас. И все же, пожалуй, для современного христианина кротость — самая забытая добродетель.

Эдвардс пишет в своем дневнике: «Кротость — это добродетель, которая мне в высшей степени необходима, чтобы придать моим поступкам красоту и изящество. Если бы во мне было больше кротости, я был бы более полноценен.»

Это было справедливо о нем тогда. Это справедливо о нас сегодня.

Мужественна ли кротость?

Некоторые христиане сопротивляются кротости, потому что ассоциируют ее с женственностью. Может казаться, что сила и кротость взаимоисключающи. Когда мы представляем себе, что значит быть мужчиной и лидером в семье и в церкви, кротость не кажется многим из нас определяющим элементом этой картины.

Ключ не в том, чтобы выбрать кротость или мужественность, но в том, чтобы правильно понимать мужественность — так, как это делает Иисус Христос. В конце концов, если кто и был когда-нибудь мужчиной — настоящим мужчиной — то это Он. И хотя Он выгонял менял из храма, он также с радостью обнимал и маленьких детей, которых его ученики пытались прогнать (Мф. 19:13-15). Он был мягок с изгоями общества. Он плакал, когда умер его друг (Иоанна 11:35). Он поощрял здоровые, мужественные проявления любви со своими дорогими учениками. Апостол Иоанн, например, если перевести текст дословно, «возлежал на груди Иисуса» (Иоанна 13:23) — был в тех самых отношениях, которые, мы читаем в Иоанна 1:18, существовали между Иисусом и Отцом.

Кротость, пожалуй, самая забытая добродетель среди современных христиан.

Высшим проявлением мужественности Иисуса, однако, была Его жертва собственной жизни за свою невесту — церковь. Когда апостол Павел дает определение тому, что значит быть мужчиной, он говорит одновременно о главенстве мужа и о жертвенном, подобном Христу возложении своей жизни за свою невесту (Еф. 5:25-33). Такая жертва не что-то недостойное для мужчины; это высшее проявление мужественности.

Любой незрелый человек может быть напористым, безразличным, нелюбящим «лидером». Только настоящий мужчина может быть кротким.

Величие и кротость

Люди, которые жаждут быть такими лидерами, какими их призывает быть Бог, должны видеть, что слава Христа, в образ которого они преображаются, объединяет вместе удивительное величие и нежную кротость.

В проповеди, произнесенной на похоронах Дэвида Брейнерда, Эдвардс говорит о том, что увидят святые на Небесах, когда они увидят Христа:

Природа той славы, в которой они увидят Христа, будет такова, что привлечет и ободрит их, ибо они увидят не только бесконечные царственность и величие, но и бесконечные благодать, милость и кротость, мягкость и сладость, соизмеримые с его величием… так что зрелище царственного величия Христа не будет для них ужасным, а только еще больше усилит их радость и удивление.

Истинная мужественность для Джонатана Эдвардса — не внешняя жесткость и мягкое, бесхребетное содержимое, а как раз наоборот -внутри сталь и твердость, как у скалы, а снаружи — прекрасная кротость. Мужественность — это не быть мачо. Мужественность — это не компенсирующее собственную неполноценность позирование и выпячивание груди. Но с другой стороны, кротость — это и не трусость. Следует избегать как не-кроткой мужественности, так и не-мужественной кротости.

Любой незрелый человек может быть напористым, безразличным, нелюбящим «лидером». Только настоящий мужчина может быть кротким.

Нам следует стремиться к такой жизни, которая полна одновременно храбрости и скромности, силы и нежности, мужественности и кротости. Но только в силе Святого Духа мы можем быть одновременно и тем и другим.

Живите достойно

Поворотный момент послания к Ефесянам дает нам понять, почему Эдвардс настаивает на важности кротости в христианской жизни. Напомнив своим читателям, что сделал Бог во Христе, Павел говорит им, что это означает для их личного поведения: «Я, находящийся в заключении ради Господа, умоляю вас: раз вы призваны Богом, то живите достойно вашего призвания. Будьте…» (Эф.4:1-2).

Как вы думаете, какими словами Павел закончит это предложение? Можно ожидать чего-то вроде «жертвенны», «ревностны», «смелы», «стойки».

Павел же пишет: «скромны и кротки».

Вот к чему ведут нас первые три главы Послания к Ефесянам. Джонатан Эдвардс понимал это. Возвышенный богословский дискурс первых трех глав послания к Ефесянам, прежде всего, сводится к кротости, свойственной обычным христианам в их обычной жизни. И все же такой кротость необычна. Она необыкновенна, сверхъестественна. Это то, куда ведет нас Дух.