Мы предлагаем вашему вниманию четвертую из цикла статей Джона Пайпера “Почему я люблю апостола Павла”. Вы можете прочитать предыдущие здесь, здесь и здесь.
Меня тянет к людям, которые страдают без ропота. Особенно когда они верят в Бога, но никогда не сердятся на Него и не критикуют Его. Мне кажется, что способность не роптать — одна из самых редких черт в мире. А когда она сочетается с глубокой верой в Бога — который мог бы изменить наши болезненные обстоятельства, но не делает этого — то она становится еще более прекрасной, полной доверия Богу, и почитания Его, что делает ее еще более привлекательной. Павел был таким человеком.
Доведенный почти до смерти
Павел рассказывает о том времени, когда его вера подверглась испытанию так, что он оказался на грани отчаяния и смерти:
Выпавшие там на нашу долю страдания настолько превосходили все наши силы, что мы потеряли надежду остаться в живых. Казалось, что мы уже получили смертный приговор, но так было для того, чтобы мы научились полагаться не на себя, а на Бога, Который воскрешает мертвых. Он избавил нас от смертельной опасности и впредь избавит. На Него мы надеемся, и Он спасет нас.
2 Коринфянам 1:8-10
Здесь примечательны три вещи. Во-первых, это тяжесть страданий: «Казалось, что мы уже получили смертный приговор». Во-вторых, в этом страдании есть цель или замысел: «Так было для того, чтобы мы научились полагаться не на себя, а на Бога, Который воскрешает мертвых». В-третьих, этот замысел был замыслом Бога. Это не могло быть замыслом сатаны, поскольку сатана, конечно же, не хочет, чтобы Павел полагался на Бога.
Таким образом, истина, в которую Павел верил среди своих страданий — независимо от того, насколько они были тяжелыми — заключалась в том, что они приходили в конечном счете согласно замыслу Бога, и Его замысел состоял в том, чтобы Павел меньше доверял себе и больше доверял Богу в любой момент своей жизни, особенно когда приближалась смерть.
Ключ к тому, чтобы не роптать
Вот, кажется, почему Павел был свободен от ропота в своем страдании. Он знал, что Бог ведет его через них, и что Божья цель была исключительно благо Павла. Павел конкретизирует эту истину в нескольких других местах:
Более того, мы радуемся в наших страданиях, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость, стойкость дает опытность, а опытность вселяет надежду. Надежда же не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Святого Духа, Который нам дан.
Римлянам 5:35
Опять же, основой свободы Павла от ропота — более того, причиной его радости — была его уверенность в том, что Бог действует, совершая нечто очень важное в Павле: производя выносливость и надежду на Бога.
Страдание в конце земной жизни
Но что насчет того страдания, которое ведет только к смерти, а не к новой главе жизни на земле, благодаря которому растет надежда на Бога (2 Коринфянам 1:9), зреет характер и углубляется надежда (Римлянам 5:4)? Павел остро осознавал этот вопрос и дал свой ответ во 2 Коринфянам 4:16-18:
Мы не унываем. Если даже мы изнашиваемся физически, то внутренне мы изо дня в день обновляемся, так как наши легкие и временные страдания – ничто по сравнению с весомой и вечной славой, которую они нам приносят. Мы смотрим не на видимое, а на невидимое, потому что видимое временно, а невидимое вечно.
2 Коринфянам 4:16-18
Здесь речь идет о постепенном угасании человеческой жизни в результате страданий, болезней и старения. Другими словами, то, что будет после этих страданий — не время большей веры и надежды на земле. Продолжением этих страданий будет небо.
Итак, есть ли какой-то смысл в усилении страданий, которые приходят с приближением смерти? Как тем из нас, кому осталось всего несколько лет, могут не роптать на наши боли, страдания и приближение смерти? Ответ Павла заключается в том, что страдания этой жизни — если мы терпим их, доверяя Христу — на самом деле производят больше славы на небесах. «Наши… страдания — ничто по сравнению с весомой… славой, которую они нам приносят».
Секрет удовлетворенности
Поэтому, несмотря на то, что жизнь Павла была полна, казалось бы, бесконечных страданий (2 Коринфянам 11:23-33), в ней едва ли есть намек на ропот, и ни капли — против Бога. Он порой сердился на разрушительные ереси и тех, кто учил им (Галатам 1:8-9; 5:12). И он порой писал о своих тяготах и бремени (2 Коринфянам 11:28). Тем не менее, его удовлетворенность Христом во всем этом была необычной.
Он сказал, что узнал секрет удовлетворенности:
Я научился быть довольным в любых обстоятельствах. Я знаю, что такое скудость и что такое изобилие. Мне пришлось пережить всякое, и я проник в тайну, как быть сытым и терпеть голод, жить в достатке и быть в нужде. Я все могу благодаря Тому, Кто дает мне силы.
Филиппийцам 4:11-13
Эта «тайна», по-видимому, была всепоглощающим присутствием и ценностью Христа (Филиппийцам 3:8) в его жизни, а также уверенностью Павла в милосердной суверенности Бога, Который будет творить все для блага Павла (Филиппийцам 1:12; Римлянам 8:28). Наблюдая за тем, как Павел сохраняет свое удовлетворение Христом — смиренное, надеющееся на Бога, ценящее Его Сына — во всех своих страданиях, я испытываю благоговейный трепет перед этим человеком.
Основатель интернет-портала DesiringGod.org и Вифлеемского Колледжа и Семинарии. Он 33 года совершал служение пастора Вифлеемской Баптистской Церкви в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Автор более 50 книг.