Каждому пастору, каждому молодежному лидеру, да и каждому служителю в церкви приходится мотивировать христиан на служение, благовестие или организацию какого-либо мероприятия. К сожалению, многие служители, мотивируя других, сами того не замечают, что используют не-евангельскую мотивацию. Так как никто из людей не видит сердца человека, не способен его изменить и не может вложить в сердце желание служить в церкви и ближним, то служитель прибегает к манипуляции чувствами, благодаря которой можно на какое-то время изменить поведение человека. Некоторые примеры подобной манипуляции мы рассмотрим ниже.
1. Чувство долга
Это самый распространённый способ убедить человека и побудить его к определенной деятельности: «Ты должен жить святой жизнью!», «Ты должен благовествовать!», «Ты должен ходить на собрания!», «Ты должен служить в церкви!» и так далее. Если в человеке хоть немного есть ответственности, то он взвалит этот долг на свои плечи и будет тащить. Однако, такое служение чаще всего приводит к разочарованию, «перегоранию» и к унынию.
Неужели Бог заплатил наш долг для того, чтобы снова вогнать нас в долги? Проповедуя Евангелие благодати, на практике мы загоняем людей снова в закон. Как верно подметил Джерри Бриджес:
Бог не ведет учета нашим долгам… Все долги стерты Иисусом Христом, но мы слишком часто забываем об этой евангельской истине.
2. Чувство гордости
Это не менее распространенный способ убедить человека, но он также не меняет сердца, а только утверждает внутреннее «Я». В церквях звучат призывы: «Стань частью чего-то великого!»; «Ты способен на многое, ведь ты особенный!». Некоторые идут дальше и говорят: «Все делают, а ты что не можешь?», «У тебя красивый голос – тебя все слушают!». Это человекоцентричная мотивация. Такое служение тоже приводит к разочарованию, потому что человеческое «Я» невозможно удовлетворить. Достигнув одной высоты, ему хочется достигнуть другой, но «Бог гордым противится» (Иак. 4:6), а за гордостью следует падение (Прит. 18:13).
Евангельская весть не оставляет места гордости. Евангелие – это смирение Христа (Фил. 2:8). Величие Христа в служении, а не в превозношении (Мк. 10:45).
3. Чувство стыда
Если человек безответственный, то его невозможно «зацепить» чувством долга. Если человек пассивный, то его тяжело зацепить чувством гордости (его гордость проявляется в чем-то другом). Для таких людей существует чувство стыда: «Люди погибают, а ты молчишь…»; «Из-за твоего молчания человек попадет в Ад…»; «Как ты мог не засвидетельствовать?». В каждом из этих случаев подразумевается вопрос: «Как тебе не стыдно?». Такая мотивация может человека подтолкнуть к покаянию, но это не будет печалью ради Бога (2 Кор. 7:10), так можно убедить на короткое время что-то делать, но печаль и стыд со временем проходят, а сердце не меняется.
Евангелие касается чувства стыда человека, но только лишь для того, чтобы показать его греховность и нужду в Спасителе Иисусе Христе. Евангелие касается чувства стыда возрожденного человека, но только лишь для того, чтобы показать его неспособность своими силами справляться с грехом, и своими силами совершать служение.
4. Чувство страха
В некоторых церквях хорошо мотивируют при помощи страха: «Отлучим!» или, не дай Бог, «Попадешь в Ад!». «Страшно? Тогда делай так, как я тебе скажу!». В таком случае люди либо боятся церковной дисциплины, как карающей меры в руках служителя, либо потери спасения, которое, в данном случае, тоже находится в руках того же служителя. Человек оказывается в рабстве, выполняя все, что ему скажут, и мечтает о свободе, которую ассоциирует не со Христом, а с грехом, запрещенном в этой общине.
Прежде чем человек примет евангельскую, радостную весть, он должен понять страшную весть об Аде. Но если он принял радостную Весть, то ему не нужно жить в страхе, что Господь его не простит (Рим. 8:15). Напротив, Слово Божье дает такому человеку уверенность, которая основана не на делах, а на вере во Христа.
Правильная мотивация
Это не полный список чувств, которыми могут манипулировать служители. Можно также упомянуть чувство зависти, чувство жалости и даже стадное чувство. Но цель данной заметки не в том, чтобы описать все способы мотивации, но в том, чтобы показать, как легко, проповедуя Евангелие на словах, на практике использовать методы далекие от Евангелия, а в некоторых случаях и анти-евангельские.
Правильной мотивацией для любого служения и благовестия является само Евангелие. Служение христианина — это добровольный ответ на Божью любовь и милосердие. Мотивация Евангелием — это возвращение людей к голгофскому кресту, где Господь показал Свою безграничную любовь. Для того чтобы служить, нужна любовь (1 Кор. 13), которой нет ни в ком из нас, — но, в смирении возвращаясь к Евангелию, мы получаем эту любовь от самого Бога для того, чтобы в этой любви служить другим. Именно Евангелие воздействует на наше сердце и наполняет его любовью. Это может быть долгий процесс, но он обязательно будет качественный.
Если обратить внимание на апостола Павла, то видно, что именно Евангелие вдохновляло его на служение и благовестие (1 Тим. 1:12-14). Его не нужно было мотивировать чувством долга, он получал силу в Евангелии и служение расценивал как благодать от Бога. В его служении не было места гордости, он называл себя «первым грешником» (1 Тим. 1:15). Он благовествовал не потому, что его к этому кто-то побуждал, но потому, что любовь Христова переполняла его сердце, и он желал, чтобы то же самое было и с другими верующими (Еф. 3:14-21). Когда евангельская истина наполняет сердце христианина, тогда служение и благовестие становятся естественным атрибутом его жизни, а не искусственным, кратковременным явлением.
Дорогой служитель, к какой мотивации прибегаешь ты в своем служении? Если ты сам вдохновляешься не Евангелием, а какими-либо программами и новыми идеями, то и других ты будешь мотивировать чем-то временным, полагаясь на свои способности и используя манипуляцию чувствами. Но если тебя на служение мотивирует Евангелие, то и других ты будешь мотивировать тем же. Продолжай напоминать Евангелие себе и тем, кому ты служишь.
Магистр богословия, пастор церкви «Святой Троицы» в городе Уфа. Занимается молодежным служением с 2006 года. Женат, воспитывает четверых детей, трое из которых усыновлены.