Весьма простой и, одновременно, сложный вопрос. Над этим вопросом бились как философы, так и богословы многие столетия. В конце концов, чем ложь как явление отрицательное отличается от, например, военной хитрости? Ведь неизбежность и необходимость второго мало кто ставит под сомнение.
Прежде всего, следует спросить себя: почему я интересуюсь этим вопросом? Если я желаю найти оправдание греху лжи, то его точно нет в Библии. Если я столкнулся с непростой ситуацией и не желаю согрешить перед Богом, то мы сможем хорошо порассуждать.
Данный вопрос не находится в плоскости «сказать правду — правильно, а сказать ложь — неправильно». Например, Иуда не солгал, когда поцеловал Иисуса, с намерением предать Его. Петр же отрекся от Христа, солгав, что не знает Его, с намерением избавить себя от страданий за Иисуса. Оба были неправы, хотя один говорил правду, другой — нет.
Сама ложь может быть мотивирована разными причинами.
Исследователи говорят, что существует минимум 10 причин, побуждающих нас говорить неправду.
- Защитить, кого мы любим
- Не причинять зла другому
- Избежать наказания
- Оградить свой внутренний мир
- Казаться лучше
- Получить выгоду
- Добиться правды
- Из робости
- Получить удовольствие
- Защитить свои интересы
Если причина нашей лжи не состоит в том, чтобы поискать себе каких-то преимуществ, удобств и пользы, то у нас возникает пара вопросов. А одобряет ли Бог такого рода неправду? И будет ли наша неправда реальной помощью для людей? И не оскорбит ли это Святого Бога?
Во-первых, мы не найдем ни одного библейского текста, где бы Бог одобрял какую-либо ложь и неправду. Ни одного! Даже в истории с Раав-блудницей и повивальными бабками в Египте — мы не читаем одобрения их неправды, но похвалу за их веру!
Но мы также не видим и их осуждения. И это связано с тем, что многие вопросы не находятся в черно-белой парадигме — можно или нельзя. И ответ на них не всегда односложный. Требуется больше пояснения. Например, правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра принесет немало разрушения и вреда.
Существует, как минимум, две известные попытки «выбраться» из этой сложной дилеммы выбора между правдой и ложью:
1. Выбираем меньшее зло из двух
Многие верующие во время войны укрывали у себя дома евреев и говорили, что у них их нет. Они руководствовались заповедью любви к ближнему (Иак.2:8), указанию Господа положить душу за брата своего (Ин.15:13) и повелению спасать взятых на смерть (Пр.24:11). При таком раскладе они не о своей жизни думали, а о жизни других. То, что называется «ложью во благо» в современном мире, обычно относится к тому, чтобы спасти удобное себе положение вещей, а не жизнь других, подставляя при этом свою.
Никакая ложь не может почтить Господа, но греховность нашего мира настолько ужасна, что иногда обстоятельства становятся такими, что неправда и вера могут содержаться в одном и том же поступке. Это мы видим, например, в истории с Раав.
В нашем падшем мире порой возникают отчаянные ситуации, когда может быть правильным совершить меньшее зло, чтобы предотвратить гораздо большее зло. Однако следует отметить, что такие случаи встречаются крайне редко. Весьма вероятно, что подавляющее большинство людей в истории человечества никогда не сталкивались с такими ситуациями, в которой ложь была бы необходимой.
У известного христианского писателя Николая Водневского есть весьма поучительный рассказ об этом.
2. Мудро уклоняемся
Есть интересная история про известного христианского богослова Афанасия, когда он спасался от своих преследователей, плывя по Нилу. Вражеское судно настигло корабль, на котором плыл этот Божий служитель. “Вы не видели Афанасия?” — спросили преследующие. Скорее всего, враги не знали точно, как выглядел Афанасий. Тогда он сам ответил: «Видели, он плывет прямо перед вами». Враги подумали, что им нужно быстрее плыть вперед, и быстро поплыли дальше. В то время как Афанасий стоял перед ними, при это ни сказав ни слова лжи.
Нечто подобное есть о Менно Симонсе и других верных служителей Божьих. Но во всех этих историях мы видим, что хотя формально не были сказаны слова неправды — все же по сути — это было укрывательство правды. И мы сознаем, что есть различие лжи и укрывательства правды. В некоторых случаях это будет очень полезно и нужно.
Поэтому у нас есть вопрос: а с какой целью была произнесена неправда?
Сказанная один раз неправда — это еще не сама ложь. Всякий может споткнуться, испугаться, попасть под давление более сильного. Ложь — это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать — с какой целью произнесена неправда?
Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, — это будет ложью.
Вот неплохой ролик об известном физике. Могла бы мать сказать иначе? Могла. И ей стоит расти в мудрости того, как говорить то, что нужно, и как не говорить то, что не нужно. Ложь не может принести хороших перемен, но утаивание может послужить к пользе.
Все эти размышления должны привести меня к большей молитве и доверию Господу, осознанию своей ограниченности и нужды в Божьей благодати и водительстве, страхе перед Богом и почитанию Его всеми доступными средствами. Нам нужно учиться не «правильно» обманывать, а верно поклоняться Богу в правде и истине. Бог благословил повитух в Египте не потому, что они смекалисто отвечали фараону, а потому, что больше боялись Бога, чем богопротивного царского указа. Они были готовы расстаться с жизнью и послужить своим ближним, нежели ослушаться Бога.
Писание говорит достаточно определенно, как Бог относится ко лжи:
- «Ты погубишь говорящих ложь» (Псалом 5:7);
- «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки… лжесвидетель, наговаривающий ложь» (Притчи 6:16-19);
- «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется» (Притчи 19:5);
- «Всякая ложь не от истины» (1 Иоанна 2:21);
- «Посему, отвергнув ложь, говорите истину» (Ефесянам 4:25);
- «И не войдет в него (Царство Небесное) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откровение 21:27).
«Всякая неправда есть грех» — говорит Апостол Иоанн (1 Иоанна 5:17). Но как же поступить, когда кажется, что как будто бы требуется сознательно сказать неправду? Это именно тот случай. Когда необходимо быть «мудрыми, как змеи и простыми, как голуби» (Матфея 10:16). В Слове Божьем есть чудесное обетование: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матфея 10:19-20).
И следует помнить, что наша повседневная жизнь должна характеризоваться следующим важным правилом от Апостола Павла, который писал: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему…» (Ефесянам 4:25). Ведь «сеющему правду – награда верная» (Притчи 11:18). И «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.» (Пс 118:104)
Доктор прикладного богословия, основатель и пастор Русской Библейской Церкви в городе Москва. Автор книги Faithbook, радиоведущий. Вместе с женой Таней воспитывает троих детей.