Жизнь коротка. Бодрствуй.
Так звучит рекламный слоган второй по величине кофейной франшизы в США. Он запоминающийся и практичный. Он говорит нам: Пейте наш кофе не только потому, что он вкусный, но и потому, что это полезно – он вас взбодрит. А зачем? – и тут возникает ясная параллель, – потому что жизнь коротка. Время уходит. Наши дни сочтены. И мы, христиане, согласны с этим. (Псалом 89:10; 102:15-16; Иакова 4:14)
Жизнь действительно слишком коротка, чтобы все время спать.
Однако, жизнь также слишком коротка, чтобы долго не спать.
Дело в том, что человеку необходимо спать около 7-8 часов в день. Но многие из нас этого не понимают. Согласно исследованиям проблема нехватки сна приобрела характер эпидемии. В то время, когда я писал эту статью, в сети постоянно мелькали статьи и инфографика, убедительно доказывающие, что это – реальная проблема.
В дополнение к этому, приведу три причины, почему вам стоит немного поспать.
1. Бог создал вас таким образом, что вам необходим сон, чтобы оставаться здоровыми
В определенном смысле это указывает нам на самую очевидную причину, по которой нам необходим сон: чтобы жить. Большинство (не все) из нас на собственном опыте убедились, что недостаток сна серьезным образом отражается на нашем как физическом, так и эмоциональном состоянии. Недавние исследования показывают, что если всего одну ночь проспать меньше шести часов, то это может привести к изменениям на генном уровне, а также иметь различные побочные эффекты – от более высокой вероятности простудиться до гибели клеток мозга.
Но, возможно, одно из самых распространенных последствий недосыпания – это то, что «увеличивается вероятность эмоциональной реакции на ситуацию». Мы уже знаем, что скрывается за этим общим понятием. Если мы недостаточно спим, то нас легче расстроить и заставить нервничать. Запас нашего терпения иссякает. Недостаток сна негативно влияет на нашу способность слушать и творчески мыслить, а, следовательно, и быть продуктивными.
«Жизнь слишком коротка, чтобы все время спать, но в то же время, жизнь настолько коротка, что стоит спать больше, чем это делают многие из нас»
Что касается меня, то во время моей учебы в семинарии одной из самых сложных проблем для меня был недостаток сна (и мне кажется, я спал даже меньше, чем большинство моих сокурсников). В нашей с Дэвидом Матисом небольшой книге «Как оставаться христианином в семинарии» мы не говорим о проблеме сна, хотя ей можно было бы посвятить целую главу. В дни, когда сомкнуть глаза удавалось лишь на несколько часов, древнееврейский давался сложнее, а дома царила напряженная атмосфера. Однако ночи, когда можно было хорошенько выспаться, были своеобразным маленькими каникулами, и остаются таковыми до сих пор.
Такими нас создал Бог. Для того, чтобы нормально функционировать, сон нам необходим, так же как и кислород и пища. Не у всех ситуация одинаковая, и для некоторых обстоятельства складываются так, что забота об окружающих не позволяет им хорошенько выспаться, но точно знайте – сон нам необходим. Это Божий замысел.
2. Сон способствует смирению
Смирение – это качество нашего сердца, которое формируется постепенно. Рожденное правдой и практикой, оно совершенствуется со временем. Мы верим фактам о реальном положении дел – о том, что мы создания нуждающиеся, зависимые, – и действуем согласно этим фактам.
После молитвы, сон – это, возможно, главная практика, связанная с истиной о нашей природе. Это то самое необходимое состояние, которое наступает ежедневно, когда активность нашего тела снижается, и сознание начинает работать медленнее. Это свидетельство нашей слабости. И в конечном итоге мы ему поддаемся. Согласно исследованиям, наша проблема в том, что мы сдаемся недостаточно быстро. Зачастую мы сопротивляемся. Нам предлагают по-хорошему, но мы сопротивляемся, пока не окажемся побежденными.
Безусловно, у некоторых людей сложности с засыпанием. Результаты одного из исследований показали, что 40 миллионов американцев страдают от 70-ти различных нарушений сна. Это серьезно и требует лечения, – может быть, достаточно простого изменения привычек, – однако здесь вопрос о самой сути проблемы. Быстро ли мы засыпаем или нет, но мы можем принимать сон за то, чем он на самом деле является. Мы можем сделать выбор прекратить свою деятельность, зная, что в то время, пока мы будем спать, с миром ничего не случится.
«Каждый раз, когда мы ложимся спать, мы вновь смиренно признаем тот факт, что в то время, пока мы будем спать, с миром ничего не случится»
Мы можем с радостью встречать ту часть дня, когда мы добровольно становимся наиболее уязвимыми, когда мы оставляем сознание и нам приходится, в хорошем смысле, «отпустить все и довериться Богу». Произносим мы эти слова или нет, засыпание на практике это своеобразная молитва: «Я ложусь спать. И молю, Господь, сохрани мою душу. А если мне суждено умереть до того, как я проснусь, молю, Господи, возьми мою душу» (детская молитва 18 века — прим. перев.).
Сон – это, по сути, проявление смирения.
3. Сон – христианская вещь
Есть во сне кое-что в высшей степени христианское. В Библии это можно сначала увидеть в Псалмах, а потом увидеть как это исполняется в жизни Иисуса.
В Псалме 3:6-7 мы читаем: «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня». И далее, в Псалме 4:9: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности».
Сон говорит о многом
Здесь мы видим две вещи. Во-первых, для Давида сон — это акт веры под Божьей защитой. Враги окружают его, они хотят его уничтожить. Но он спит. Он знает, что Господь поддерживает и защищает его. Но почему? Откуда он это знает? И здесь следует обратить внимание на второй момент: Давид верит в Божью защиту из-за слов, сказанных Богом во втором Псалме.
В Псалме 2 мы видим, что править будет Божий Царь – он же и Сын. У него в наследии будут народы и пределы земли во владении (Псалом 2:7-8). Господь возвеличивает Его и предупреждает о Его господстве: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем… Блаженны все, уповающие на Него» (Псалом 2:12). И эта идея пронизывает всю книгу Псалтирь. Господь верен своему Царю, своему Сыну, своему Помазаннику – и Давид это знает.
Давид помазан Богом на царство, однако он лишь прообраз настоящего и лучшего Божьего Помазанника, Царя, который произойдет из его рода (2 Царств 7:16). Вера Давида в Божью защиту, которая проявлялась через его сон, указывает нам на Сына Давидова, который тоже умел спать – мы видим это в Марка 4.
Почему спал Иисус
В этой сцене в Марка 4 мы видим Иисуса и его учеников в море, когда начинается шторм. Волны настолько сильные, что они бьют в лодку, и она наполняется водой (Марка 4:37). Ученики в ужасе. Кораблекрушение, здесь и сейчас! Но где же Иисус? Он спит на корме на возглавии (ст. 38). Он просыпается, чтобы утишить бурю своим словом, и ученики пребывают в потрясении.
Но мы как читатели – ученики с библейским сознанием – видим его спящим, и это поражает нас.
«Христианин, жизнь коротка. Тебе необходимо немного поспать»
Иисус спал по той же причине, что и Давид. Он знал, что Отец защитит Его. Согласно обещаниям, которые Бог дал своему Царю, Давиду, Моисею, Аврааму, Адаму – Иисус знал, что Господь сохранит Своего Помазанника. Сон был проявлением веры в это обещание. Вот чем был сон для Иисуса, для Давида и чем он остается и для нас.
Тот же дух веры
Тем, что мы спим, мы – в том же духе веры – утверждаем, что Бог сохранит своего Помазанника, а также всех помазанных в Нем (2 Кор. 1:21). Мы говорим, что нам не важно, что тысячи врагов окружают нашу душу, ведь по причине обещания, данного Отцом Сыну, мы не будем уничтожены. Мы не подвергнемся осуждению. Ничто и никогда не сможет похитить нас из его руки (Иоанна 10:28). Ничто и никогда не сможет отлучить нас от его любви (Римлянам 8:38-39). Именно это мы утверждаем, когда ложимся спать.
Христианин, жизнь коротка. Тебе нужно немного поспать.
Медиа-служение Джона Пайпера.