Недавно я понял, что когда люди говорят: «Можно ли гневаться на Господа?», они задают совсем другой вопрос. Они могут спрашивать: «Можно ли выражать раздражение на Господа?». Эти вопросы не одинаковы, и ответы на них не всегда одинаковы.
Такой вопрос обычно возникает во времена тяжёлых бед, страданий и потерь. Болезнь угрожает разрушить все ваши мечты, смерть забирает дражайшее чадо вашей семьи или крайне неожиданный уход из семьи и развод выбивают почву из-под ног. В такие времена люди могут становиться очень гневными, даже на Господа.
Допустимо ли это?
Чтобы ответить на такой вопрос, мы могли бы, к примеру, спросить разгневанного человека: «Всегда ли можно гневаться на Господа?» Иными словами, может ли человек гневаться на Господа по каждому поводу и быть правым? Допустимо ли было для Ионы гневаться на милосердие Господне к Ниневии? «И пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл. Иона сильно огорчился этим и был раздражён» (Иона 3:10-4:1). Предполагаю, что ответ будет такой: нет, мы не должны гневаться на Господа по каждому поводу. Потом мы зададим себе другой вопрос.
За что гневаться можно?
За какие деяния Господа справедливо на Него гневаться, а за какие нет? На этот вопрос сложнее ответить, так как правда приближается к разгневанному сердцу.
Что вы скажете о вещах, которые раздражают нас? Являются ли они деяниями Господа, на которые можно гневаться? Деяния ли Господа приносят нам боль? «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Второзаконие 32:39). Это ли деяния Господа, которые оправдывают нас, когда мы гневаемся на Господа? Или это Его выбор, позволяющий дьяволу изводить и мучить нас? «И сказал Господь сатане: вот, он [Иов] в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». (Иов 2:6-7). Оправдывает ли решение Господа, позволившего сатане поражать нас и наших детей, наш гнев на Него? Давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны.
Что есть гнев?
Общее определение гласит: гнев – это «интенсивное эмоциональное состояние, вызванное раздражением» (Словарь Мериам-Вебстер). Но в таком определении есть двусмысленность. Если мы «раздражены» чем-либо или кем-либо, то гнев не содержит негодования на вещь или конкретного действия. Нам просто-напросто не нравятся последствия какой-либо вещи или действия: разбитые яйца, или песчинка, попавшая в глаз, или дождь, начавшийся во время пикника. Но когда мы гневаемся на человека, мы раздражены его выбором и тем действием, которое он выполняет. Гнев на человека всегда подразумевает сильное неодобрение. Если ты гневаешься на меня, то ты думаешь, что я сделал что-то, чего не должен был делать.
Божьи суды всегда праведны
Вот почему гневаться на Господа не всегда правильно. Более того, это неправильно, недопустимо порицать то, что делает и разрешает Господь. «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие 18:25). Для смертных и грешных созданий осуждать Господа за то, что Он делает и позволяет – это надменность. Мы можем оплакивать боль. Мы можем гневаться на грехи и сатану. Но Господь делает только то, что праведно. «Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откровение 16:7).
Держать ли свои чувства при себе?
Многие из тех, которые говорят, что допустимо гневаться на Господа, в действительности имеют в виду, что допустимо выражать гнев на Господа. Когда они слышат от меня о том, что нельзя гневаться на Господа, они полагают, что я подразумеваю: «держите свои чувства при себе и будьте лицемерны». Не об этом я говорю. Я говорю, что всегда недопустимо порицать Господа за любые Его суды.
Но если мы всё-таки испытываем греховное чувство гнева на Господа, что тогда? Должно ли добавлять грех лицемерия к греху гнева? Нет. Если мы испытываем гнев на Господа, мы должны покаяться в этом Господу. В любом случае Он знает об этом. Он видит наши души. Если гнев на Господа у нас в душе, мы можем также об этом сказать Ему и попросить прощения, попросить Его помочь нам заменить это чувство верой в Его добродетель и мудрость.
«В руки Твои предаю дух мой»
Когда Иисус отдал жизнь на кресте за наши грехи, Он навсегда унёс гнев Господа из наших жизней. Расположение Господне к нам сейчас – это абсолютная снисходительность, даже когда Он суров и наказывает нас (К Римлянам 8:1). Поэтому верующие в Христа должны дважды отказаться от любого вида гнева на Господа. Мы можем кричать в агонии: «Господь мой, Господь, где Ты?» Но потом мы всё же произносим: «в руки Твои предаю дух мой».
Основатель интернет-портала DesiringGod.org и Вифлеемского Колледжа и Семинарии. Он 33 года совершал служение пастора Вифлеемской Баптистской Церкви в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Автор более 50 книг.