В психологии есть такое понятие как «потворствовать» (или «потакать»). В смысле, в котором я его использую, этот термин означает поведение созависимого человека (созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека, часто зависимого — алкоголика или наркомана). Обычные примеры: когда созависимые люди гасят финансовые долги зависимых людей, помогают скрывать факт зависимости от окружающих или «щадят» зависимых от последствий их зависимости (например, жена препятствует привлечению мужа к уголовной ответственности за побои).
Я хотел бы применить этот же термин к богословию. Что я здесь имею в виду? В своей работе священнослужителем и не только я наблюдаю ситуации, в которых богословие и толкование Библии используются христианами — вольно или невольно — для того, чтобы «потворствовать» разрушительному поведению. В частности, меня интересует не столько то, как сами обидчики используют богословские доводы, а сколько это делают сами обиженные и третьи лица.
Позвольте, я приведу два примера.
В одной христианской семье муж начал грешить, попал в зависимость. Тут случаи разные могут быть: злоупотребление компьютерными играми, злоупотребление алкоголем, порнография, увлечение азартными играми. Но этот грех мужа имеет финансовые последствия, сказывается на семейных отношениях и мешает его работе. Однако супруга, отчасти из-за страха перед мужем и перед последствиями, в надежде, что «все утрясется», понимает свои обязанности так: она должна быть верной и послушной, терпеть это поведение, не «пилить» своего мужа и не разглашать проблему за пределами семьи. Такое понимание обязанностей жены могут подтверждать и третьи лица, которые могут наставлять супругу в этом.
Второй пример касается ситуации, в которой есть начальник, который имеет большую власть и несет большую ответственность — к примеру, на работе. Этот начальник известен своим сильным характером и решительностью. Лучше не злить его. Кто-то раньше злил его и пожал плоды этого. В такой ситуации, опять же из-за страха перед этим человеком и в надежде, что «все утрясется», люди потворствуют обидчику. К примеру, они могут не брать на себя ответственность вмешиваться в эту ситуацию: «Не вникай. Не наше дело противостоять начальнику. Он поставлен Богом. Просто займись своим делом и не вмешивайся». А на самом деле эти робкие подчиненные ищут пути выживания, как бы не разозлить обидчика и избежать последствий для себя. Порой они могут что-то делать, чтобы задобрить его (как говорится, «кормить дракона»). Кто-то, возможно, готов смело отстоять истину перед обидчиком, но при этом другие подчиненные не поддерживают смелого поступка этого человека и не проявляют ему солидарность, переживая о собственной «шкуре».
Как мне кажется, очень важно в межличностных отношениях и воообще во всех сферах жизни иметь четкое представление не только о своих обязанностях, но и о правах. Если кому-то не нравится понятие «права», то можно использовать библейское понятие «суд» («мишпат», иврит), то есть то, что положено человеку перед Богом в соответствии с Божьими обетованиями (сравните, к примеру, с Исход 21:9). Бог может, конечно, допускать несправедливость, как мы видим в 1 Петра 2:19, но никто не «заслуживает» быть обиженным или репрессированным. Есть принципиальная разница между капитуляцией перед несправедливостью и тем, с каким достоинством Господь Наш Иисус Христос принял несправедливую казнь для нашего искупления.
Потворствующее богословие, в том смысле, в котором я использую этот термин, — это когда богословие и толкование Библии используют для поддержки разрушительных людей и отношений. Истинно библейские истины и обязанности используют для того, чтобы поддержать совсем небиблейское, греховное поведение, и в итоге подрываются любые попытки исправить ситуацию. К примеру, подчинение рассматривается как высшая обязанность всех людей во всех ситуациях, в то время как в Библии подчинение всегда «в Господе» и в свете абсолютного господства Бога (смотрите Деяния 5:29). Также часто к выполнению своих обязанностей призывают только обиженных — а обидчик может делать то, что хочет. В основе всего лежит пассивность и фатализм («если надо, Бог разберется»), что идет вразрез с христианским поведением (например, Притчи 3:27). И часто такое поведение со стороны подчиненных движимо не высокими моральными принципами, а инстинктивным страхом перед обидчиком и перед последствиями от его действий.
Труднейшая задача в жизни — отстоять свои права, права других и справедливость вообще. Очень легко этого не делать. Намного проще капитулировать перед насилием, угрозами или порицанием. Намного проще уступать неправде ради «спокойной жизни».
Несет пресвитерское служение с 2000 года по 2004 год в Шотландии, а с 2004 года в Новосибирске. С 2005 года преподает историю христианской церкви. В 2008 году он открыл новую церковь на Студенческой, город Новосибирск. По образованию языковед, переводчик и богослов. Женат, три дочери.
Спасибо за отличный материал.
Мы часто в отношениях закрываем глаза на явные грехи и не говорим ничего, потому что не хотим обидеть, мол, любовь покрывает множество грехов, вместо того, чтобы быть верным братом этому человеку. Это такая тонкая грань. Думаю, что вопрос, который необходимо задавать: как в этой ситуации я проявляю любовь к Богу и этому человеку?
В ситуациях с эмоциональным насилием в браке тоже очень трудно начать думать о «правах» — и помочь женщине начать высвечивать грех ее мужа очень трудно. Она должна понять, что замалчивание и терпение — это потворство, которое не только разрушает ее саму, но и ее мужа, застрявшего в грехе, и которому необходим свет. Истина освобождает людей, а не ложное терпение.
Спасибо, что подняли эту тему!