ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ ОБЩИНА: Когда Божья сила делает церковь привлекательной, Марк Девер и Джейми Данлоп (Обзор книги)
В данной заметке постараюсь отразить свое личное мнение о книге, которая попала мне в руки в виде подарка от моего горячо любимого брата во Христе. Не всякая книга вызывает во мне такое радостное возбуждение, которое я получил прочитав этот труд. То есть она увлекла меня настолько, что прочитал ее за одну неделю, катаясь в метро на работу. Сыграло несколько факторов, по моему скромному разумению. Во-первых, книга небольшая — всего 261 страница смыслового текста в формате А5 или около того. Во-вторых, слог этой книги не академичен, а направлен на восприятие книги простым христианином (таким как я, например), хотя автор и утверждает, что наибольшую пользу от нее получат пресвитеры и пасторы церкви Божьей. В третьих, книга оказалась настолько практичной, что руки сами понесли её в подарок моему окружению — например, мы с превеликой пользой читаем ее малой группой по главе за одну неделю. Искренне надеюсь, что у детей Божьих она возымеет схожие чувствования.
Следует отметить некоторые особенности структуры этой книги, которые крайне необходимо учитывать при прочтении. Думал использовать образ «красной нити», которая прошивает все главы этой книги, но смело откажусь от него по причине того, что он не передаст тот крепчайший стержень на котором строится повествование. Эти стержнем является термин «сверхъестественность», который вводится автором на первых страницах этой книги. Если по простому, то это означает, что ключевой внутрецерковной связью является «евангелие», а другие связи не являются обязательными, а иногда являются и губительными. Потому приступая к каждой последующей главе книги, нельзя забыть все, что было до этого сказано, потому что это «все» есть фундамент для понимания текущей главы. Вспомните детскую пирамидку из колечек, когда на один стержень мы насаживаем кольца различного диаметра — нет стержня, значит некуда и колечки одевать. Потому, использовать главы книги, как справочные не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. Это попросту не будет работать.
Более того, автор допускает, что начитавшись некоторых умных мыслей, мы с вами как уверенные управленцы внедрим все, что там написано, и будет жить хорошо всем. Потому, на первых страницах он аккуратно предупреждает, что эта книга не руководство к действию, а серьезный молитвенный путь на многие годы вперед.
Другим важным аспектом авторского замысла является использование небольшого количества библейских текстов для обоснования сделанных выводов и рекомендаций. Если быть чуть более аккуратным, то Послание в Эфес является ключом к понимаю тех отношений, которые Бог ожидает видеть в своей церкви. Это вносит простоту и ясность в раскрытие Божьего замысла.
И последнее. Автор позаботился о своих читателях, добавив в конце каждой прочитанной глав квалификационные вопросы, обращенные к читателю, которые позволяют проверить здравость того, что происходит в церкви читателя, а также понять насколько читатель верно понял раскрываемое в главе. Не поленитесь ответить!
Теперь можно перейти и к покрываемым темам, хорошо помня о «сверхъестественном стержне».
Первое существенное столкновение миров мы видим в противопоставлении двух типов общин: демографической и являющей евангелие. Демографической он называет общину по интересам: молодые, семейные, одинокие, плотники или еще кто. Их крепкие связи, помимо (а иногда и кроме) евангелия строятся на каких-то общих интересах, значит ничего сверхъестественного в этом и нет! Это так как живет мир — собирается по интересам. Естественным образом происходит и наполнение таких общин новыми людьми — маркетинговыми программами, а не тем, чем задумал Господь Иисус. Для пояснения мысли автор прямо говорит, что церковная программа как раз и может являться маркетинговой. Но в соответствии с посланием в Эфес община должна и будет расширяться за счет той сверхъестественной любви и прощения, которые Иисус сам дает своим избранным. Именно Христова жертвенная любовь и является тем, что притягивает туда Божьих людей, ведь такую модель невозможно увидеть в мире и даже попытаться выдумать самостоятельно.
Сверхъестественной любовью могут обладать лишь те, кому действительно много прощено и кого сильно полюбили, потому одним из простых следствий является то, что община должна состоять только из рожденных свыше людей. Невозрожденному человеку понятие сверхъестественной любви попросту чуждо. Делая еще шаг вперед, автор убеждает нас, что рожденный свыше человек любит Божье Слово, а значит, оно в приоритете и хорошо разъясняется. Это с необходимостью приводит к тому, что Богословие формализовано и заявлено. Это — второе колечко, и не надев его, далее двигаться смысла нет.
Последующий замысел автора определяет ответственность членов церкви внутри общины (это тех самых, у кого есть сверхъестественная любовь друг ко другу).
Автор аккуратно рассматривает вопрос ответственности с трех сторон:
— верность как результат рождения свыше, а не духовного роста и не комфорта
— значительные неформальные обязательства, выраженные в нежной любви друг ко другу, ободрению друг друга, провождению времени вместе и оберегании другу друга
— формализация отвественности в виде завести членства, подписывая который член церкви обязуется жертвенно любить церковь Христову.
В качество вывода можно сделать следующее заключение: каждый член церкви призван любить другого, даже не имея с ним ничего общего кроме Евангелия. То есть утверждение «мне не о чем с ним общаться» для христианине является антиевангельским, потому что ничего общего по замыслу Бога быть и не должно, кроме самого Евангелия.
В оставшихся главах книги автор обрисовывает препятствия, которые мешают существенно библейской общине углубляться и расширяться. И к удивлению моему (да я думаю и многих читателей) служители церкви зачастую могут являться такими препятствиями.
Если коротко, то:
— Наставничество в церкви должно быть, но не только от служителя к пастве, но и между простыми членами церкви по отношению друг ко другу. И это не должна быть формализованная процедура, но взращенная культура естественного наставничества.
— Отсутствие экспозиционной проповеди, разъясняющей контекст и дающей простое применение пастве также является проблемой. Меньше всего пастве нужна философия, юмор и красивые речи. Им нужно назидаться от Божьего слова, а также научиться самим разбирать Божье слово для назидания других. В этом, кстати, автор отмечает и ответственность всей паствы — помогать проповедникам проповедовать лучше, даже помогая ему составлять проповедь.
— Участие пасторов в служениях также может приводить к различным проблемам. Например, вместо того, чтобы укреплять общение и культуру наставничеством между членами церкви, фокус делается на церковные проекты, которые зачастую имеют демографический характер.
— Серьезной проблемой может быть, когда служители являются «экспертами» по возникающим вопросам. И по ним нужно идти только к ним, в то время как церковь призвана заботиться сама о себе, и эта внутренняя любовь должна взращиваться этими служителями. То есть служитель должен готовить других служителей, а не тянуть все на себе. Например, если появляется новое служение в церкви, то хорошо бы его тихонько передать другим братьям и чуток помочь им, а не в свете прожекторов объявлять о нем.
Меньше всего я бы хотел сделать пересказ всей книги, но по факту так и получается. Потому буду завершать свое мыслеизлияние, и понадеюсь лучше не на мудрость и силу моего убеждения, но на мудрость и силу Христову, которая действует в вас обильно. Я очень надеюсь, что вы отметили некоторые из перечисленных проблем, на которые стоит обратить пристальное внимание, чтобы лучше угодить Богу в созидании Его церкви. Я не описал и 90 процентов полезного наставления содержащегося внутри, потому уверен, что вы точно обогатитесь, прочитав сей труд. Следует признать, что я его прочитал уже 2,5 раза на текущий момент и все еще нахожу пользу. Второй раз, как раз, готовясь к написанию сей заметки, которая по милости Божьей побудит вас открыть рассматриваемую книгу.
Пусть Господь благословит Вас.
Христианин, женат, отец двоих детей.