Как победить неверие, порождаемое унынием

Псалом 72:21-26:

«Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Вот изнеможет плоть моя и сердце моё: только Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек».

Я хотел бы обратить ваше внимание на 26-й стих 72-го Псалма, где содержится определение того, что такое уныние: «Вот изнеможет плоть моя и сердце мое». Эта короткая фраза состоит как бы из трёх частей – «плоть», «сердце» и «изнеможение».

«Плоть» означает физическую составляющую уныния. Тело реально теряет силу, возникает усталость, ощущение апатии и вялости. Вторая часть, «сердце» – эмоциональная, духовная сторона, когда наши души и сердца разочарованы, удручены, мрачны и перегорели. Третья часть –«изнеможение» –означает, что что-то прекращается, заканчивается, ресурсы истощаются. Это подобно тому, как если бы жизнь была неким резервуаром и для её подкрепления нужна была бы вода, а кто-то взял и вынул пробку на дне, и вся вода вытекла. На еврейском языке это слово («калла») также означает «исчерпать ресурсы» в решении проблем, «прекратить» борьбу за жизнь.

Причина уныния

Если меня спросят: «действительно ли в неверии коренится причина уныния?», то я отвечу: «и да, и нет». Это сложный вопрос, и охватить его сразу со всех сторон не получится. Мы живём, руководствуясь понятными вещами, основанными на Священном Писании. Одно из таких простых и истинных утверждений состоит в том, что в неверии – корень нашей уступчивости унынию. Я вынужден пропустить вопрос о том, от чего возникает уныние, потому что это очень обширная тема. Но по какой бы причине оно ни возникло, именно в неверии коренится наша уступчивость и непротивление ему, отказ от духовной битвы с ним, неисполнение долга облачиться в броню Божию. Я хотел бы это кратко проиллюстрировать на примере Псалма, а потом на примере самого Иисуса.

«Только Бог»

Эта истина содержится именно в 72-м Псалме. Слова «Вот изнеможет плоть моя и сердце моё» означают, что я потерял уверенность в себе, я в унынии, мой разум не работает, я ослаб. Но тут же, в следующей фразе, мы видим духовное контрнаступление: «Только Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек». Вот как живёт этот человек! Со дна его жизненного резервуара вынули пробку, его сердце и плоть вот-вот истощатся, а он говорит, возможно, с последним вздохом: «только Бог — сила моей слабой, изнемогающей жизни и часть моя вовек»!

По какой бы причине ни возникло это уныние, именно неверие не даёт сказать: «только Бог твердыня сердца моего». Именно неверие виновато в том, что нет сопротивления. Неверие отказывается от щита веры и меча духовного, отказывается от борьбы. Руководствуясь Священным Писанием, мы можем определённо сказать, что моё тело может быть измучено, моё сердце может быть почти мертво, но я не должен уступать ни за что. Я доверюсь Богу, даже если силы мои будут на исходе. В Псалме 18 стих 8 написано: «Закон Господа совершен, укрепляет душу». Слово Божие даётся, чтобы укрепить наши души. Это означает, что если придёт уныние, Слово Божие даст нам силы и восстановит нас.

Сатана против Сына Божьего

Теперь давайте посмотрим на Иисуса, прочтём вместе Евангелие от Матфея 26:36 и далее. Я хочу, чтобы мы побыли несколько минут рядом с Ним в Гефсиманском саду. То, что здесь происходит, наверное, величайшая битва Духа в человеческой душе.

Нет сомнения, что сатана был неподалеку. Помните, написано, что после искушений Иисуса в пустыне «он оставил Его до подходящего времени». Когда, вы думаете, наступило это время? Я думаю, что именно в этот момент. Наверняка он собрал все самые мощные силы своей армии зла. Вы можете не сомневаться, что горящие стрелы, о которых Апостол Павел упоминает в Послании к Ефесянам в 6-й главе, летели градом в душу Сына Божьего, и Он встал на колени, борясь за Свою веру.

Давайте прочитаем стих 36: «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Он пошёл, взяв с собой Петра и двух сыновей Зеведея, и Его охватили печаль и смущение. Тогда Он сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно».

Что же происходит? Почему Иисус так расстроен, смущён и опечален?

В Евангелии от Иоанна 12:27 сказано: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл». Здесь речь идет именно о том, в чём была суть искушения. Залп за залпом сатана обстреливал разум Иисуса Христа. Наверное, Его посещали мысли о том, что Голгофа – это тупик, чёрная дыра; будет такая боль, которой ещё не испытывал ни один человек; что эти мошенники не стоят того и так далее. Эти мысли шли из злого сердца сатаны в разум Божьего Сына. Он стремился вызвать в Иисусе дух уныния, который, не встречая сопротивления, скатывается к малодушию и мыслям о том, что больше нет смысла бороться.

Не смущайтесь

Теперь давайте задумаемся на минутку об этой борьбе и о том, как это относится к ученикам Христа.

Иисус – безгрешный человек. Согласно Посланию Евреям 4:15 и 2 Коринфянам 5:20, Он никогда не грешил – ни в мыслях, ни в чувствах, ни в поступках. Это означает, что эмоциональное беспокойство, которое Он испытывал в тот момент, являлось компенсирующей реакцией на то чрезвычайное искушение, которому Он подвергался. Бесовская мысль о том, что Голгофа является чёрной дырой бессмысленности, пустоты и бесцельности, настолько ужасна, что это должно было вызвать диссонанс, шок в душе Сына Божьего. И в вашей душе. И в моей.

Это как атомная бомба. Сатана сбрасывает её на спокойное море нашей безмятежности, и сразу после взрыва мощная ударная волна настигает нас раньше, чем смертоносное излучение начнёт прокладывать свой путь по людским жизням. Я бы сказал, что здесь нет греха в жизни Иисуса. Ударная волна сатанинского искушения о бессмысленности смерти Сына Божьего настолько мощна, что она накатывает на Него и бьёт по Нему.

Что удивительно – именно то же самое слово «возмутилась», которым названо происходившее в Его душе, используется и по отношению к ученикам, когда Он сам говорит им: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1), или чуть ниже в 27-м стихе: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Понимаете, безгрешный Божий Сын может смутиться, но в то же самое время Он говорит ученикам – не смущайтесь. Похоже, что сатана сбросил одну и ту же духовную бомбу и на самого Иисуса, и на Его учеников.

Когда Иисус уходил от учеников, их охватило уныние, ведь это означало, что им снова надо возвращаться к рыбацким баркасам. Не будет никакого Царства, всё было бессмысленно. Теперь наш лучший друг и, как они думали, Господь, ушёл. Но Иисус говорит им: «Не смущайтесь», хотя сам Он всё-таки был в смущении.

Нет ли в этом противоречия? Не думаю. Я бы вот как связал эти два конца.

Иисус говорит ученикам: «Когда в вашу жизнь попадает бомба, и сатана окрашивает ударную волну этого опыта в чёрный цвет безнадежности – не уступайте! Верьте!». Он призывает верить Богу и бороться. Он не говорит, что не будет этой первой ударной волны, которая может сбить вас или вырвать пробку из резервуара вашей жизни. Он говорит: «Верьте! Берите Мой мир, следуйте тому, что Я сказал, и слушайте Слово Божие. Я укажу вам путь жизни». Божий Сын знал, что если бы Он немедленно не контратаковал ударную волну сатанинского искушения, то Он бы погиб.

5 шагов в борьбе с неверием

Теперь давайте очень внимательно посмотрим на те пять шагов, которые Иисус предпринял в ответ на смущение Своей души и на сатанинское нападение на Его мир с Богом.

Упоминая эти пять шагов из Евангелия от Матфея 26:37 и далее, я хочу, чтобы у вас прочно отложилось в памяти, что именно сильнее всего угрожает вашему спокойствию, вызывает уныние или расхолаживает чувства в вашей собственной жизни. Потом, по мере рассмотрения этих пяти шагов, сделанных Господом Иисусом, я хочу, чтобы вы тут же перенесли их на свой опыт, потому что все они имеют огромное значение.

  1. Иисус избрал несколько близких друзей, чтобы они были с Ним. Стих 37: «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Заведеевых, начал скорбеть и тосковать». Другими словами, Он не отступил. Он взял ближайшее окружение, Своих самых дорогих и верных друзей, и находился вместе с ними в отдалении.
  2. Он открыл им Свою душу. Стих 38: «Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно». Могу себе представить, как они стояли, открыв рты, когда их Царь признавался в Своей слабости!
  3. Он просил их о помощи в духовной битве. Стих 38, вторая часть: «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». В другом месте сказано: «молитесь, чтобы не впасть в искушение», т. е.«боритесь вместе со Мной».
  4. Он изливал в молитве Отцу всё, что накопилось в сердце. Стих 39: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Это хорошо – молиться о том, чтобы бомба, которая упала в вашу жизнь, была убрана. Это правильно. Чем бы сатана в нас ни стрелял, нет ничего вернее попросить Отца, чтобы Он избавил нас, потому что Он – сильнее.
  5. В конце концов, Он успокоил Свою душу высшей Божьей премудростью. Вторая половина стиха 39: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Хочу сделать очень важное наблюдение: когда сатана сбрасывает бомбу на вашу спокойную жизнь, то первые ударные волны эмоциональной реакции не обязательно являются грехом. Грешно не делать то, что сделал Иисус, когда бомба упала в Гефсиманском саду. Грех податлив на уныние. Грех не возьмёт Оружие Божье. Грех не будет вести духовную битву. Но Иисус указывает нам другой путь – не безболезненный, но и не пассивный. Я хочу, чтобы мы следовали за Ним по этому пути.

Давайте подведем итог. Когда вы проходите испытания, найдите своих верных друзей. Откройте им свою душу. Просите их бороться вместе с вами, вести войну и поддерживать вас, бодрствуя и молясь. Изливайте свою душу Отцу и надейтесь на Его высшую мудрость. Затем будь что будет, ведь «Только Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек»!

Любая пещера – это туннель к славе

В заключение я хотел бы привести вам в пример такой образ. Мне хочется, чтобы вы запомнили его, потому что в этом урок жизни Иисуса Христа и урок Псалмов. Он состоит в следующем: любая пещера, в которой вы оказались, в которой вы бредёте вперёд, ощупываете каждый камень, спотыкаетесь, делаете осторожные шажки, бьётесь головой о выступы — любая пещера, в которой вы оказались — это туннель, который ведёт к славе! Он ведёт вас к славному дню на Небесах с ярким солнцем, зелёной травой и текущими водами, но только если вы не погасили свечу веры и не остались в этой пещере навсегда.