Зачем требовать от невозрожденных детей поступать праведно?

Если лишь внешнее подчинение Божьим заповедям (таким, как «не обманывай», «не кради», «не убивай») является лицемерием и не приносит духовной пользы, то зачем родители должны требовать от своих невозрождённых детей послушания?

Не утвердит ли это в них формальную религиозность, лицемерие и законнический морализм?

Существуют, по крайней мере, три причины, по которым родители-христиане должны требовать от своих маленьких детей (возрождённых или невозрождённых) вести себя таким образом, чтобы их внешнее поведение соответствовало открытой Божьей воле.

Я говорю «маленьких детей», потому что по мере взросления ребёнка внешние требования соответствовать открытой Божьей воле могут изменяться. Например, родители 15-летнего ребёнка должны требовать от него уважительного отношения и воздержания от наркотиков. Вместе с тем, думаю, не будет полезным, если они будут заставлять неверующего и безразличного 15-летнего подростка каждый день читать Библию. Но было бы мудро требовать этого от 6-летнего ребёнка, делая при этом всё возможное, чтобы помочь ему увидеть настоящую пользу от этого дела.

Ниже приводятся причины, по которым мы должны требовать от маленьких детей вести себя таким образом, чтобы хотя бы внешне они подчинялись предписаниям Божьего Слова.

1) Для детей внешнее недуховное подчинение Божьим нормам поведения лучше, чем такое же внешнее недуховное открытое неповиновение тем же нормам поведения.

Вежливый и воспитанный 5-летний неверующий ребёнок полезнее для общества, чем более естественно ведущий себя непослушный, невежливый, невоспитанный, неверующий хулиган. Ваша семья, друзья, церковь и всё общество в целом будут благодарны вам как родителям, которые обуздывают эгоистические амбиции своих детей и поощряют их к развитию вежливости, доброты и уважения к другим.

2) Требование от детей подчинения Божьим нормам поведения помогает им понять смысл греха в Божьих глазах, осознать порочность своей природы и необходимость внутреннего преобразования силой Божьей благодати через Евангелие Иисуса Христа.

Именно таким образом ребёнок испытывает на себе воздействие Божьего закона. Благодаря этому он сможет осознать, что Бог (а не только его родители) требует от него определённого образа жизни, который ему не нравится и которому он сам не может вполне соответствовать.

В этот критический момент Благая весть о Христе, умершем за наши грехи, приобретает для ребёнка наивысшее значение. Будет ли ребёнок до конца своей жизни стараться заслужить Божье расположение и любовь путём повышения своей нравственности? Или же он послушается Евангелия — поверит в то, что Божье расположение, прощение и любовь даются даром и примет этого Бога во Христе как величайшее сокровище своей жизни?

Ребёнку будет очень трудно понять смысл креста, если родители не требуют от него определённых поступков, из которых некоторые ему просто не нравятся и ни один из которых он не в состоянии совершить безупречно.

Христос жил и умер для того, чтобы дать нам праведность, в которой мы нуждаемся (но которую не можем сами произвести), и претерпеть за нас наказание, которое мы заслужили (но которое не можем вынести). Если родители не требуют от своих детей внешнего соответствия нормам праведности и не применяют в определённой мере наказание, то ребёнку будет трудно понять составляющие Евангелия.

3) Такие черты характера, как преданность, вежливость и хорошие манеры («пожалуйста», «спасибо» и визуальный контакт в разговоре), в будущем, если Бог соблаговолит и наполнит их Своей благодатью, станут ещё большим средством для благословения других людей и выражения смиренного духа.

Ни один родитель, желающий возрождения своему ребёнку, не получает удовольствия, ничему его не обучая. Если мы не требуем от ребёнка послушания, то мы поощряем его к бунтарству. Если мы не прививаем ему хороших манер, то мы воспитываем в нём грубость. Если мы не приучаем его молиться и обращаться к Библии, то мы взращиваем в нём терпимое отношение к отсутствию молитвы и Библии в его жизни.

Ранее привитые ребёнку хорошие привычки могут позже превратиться в формальное законничество, но при содействии Божьей благодати и при поддержке с помощью молитвы эти привычки могут быть наполнены Духом и жизнью по вере. Привитые же ему высокомерие, грубость и равнодушие к религии, вероятнее всего, произведут в нём мирское разложение, которое будет очень трудно изменить.

Предупреждение. Здесь мы отвечаем только на один вопрос: «Зачем родители должны требовать послушного поведения от своих детей, в то время как в своих сердцах они могут быть невозрождёнными бунтарями?». Конечно, верующие родители должны делать далеко не только это, им можно посоветовать также многое другое:

  • Пусть наши дети почаще слышат от нас непринуждённое одобрение за всякое подающее надежду проявление добра.
  • Прощайте их чаще и будьте к ним долготерпеливы.
  • Служите своим детям, а не используйте их.
  • Щедро уделяйте своё искреннее внимание тому, что интересует ваших детей.
  • Показывайте им в самом себе пример радостного познания Господа Иисуса и послушания Ему.
  • Приносите им свои извинения всегда, когда вы сами не выполняете требований нашего Отца.
  • Непрестанно молитесь за них.
  • Делайте всё для того, чтобы они питались Божьим Словом от самого их рождения.
  • Вовлекайте их в своё радостное служение Богу и покажите им, что блаженнее давать, нежели принимать.
  • Пусть они видят, как мы поём своему Царю.
  • Неуклонно учите их пониманию Евангелия, надеясь на то, что Бог откроет им глаза и оживит их. Это может произойти только через Евангелие (1 Петра 1:22-25).